Культура и искусство :: Гармония
Логика гармонического движения
Различная степень интенсивности контраста с тоникой, различная «функциональная» сила аккордов определяет закономерности их движения.
Для гармонического движения характерна тенденция к усилению функциональной яркости, поэтому более «слабый» представитель функции тяготеет к переходу в более «сильный», например: VI – IV ; IV – II ; VI – IV – II ; VI – II ; III – V ; V – VII ; III – V – VII ; III – VII .
Обратное движение – от более ярких функциональных явлений к более слабым, смягченным – нетипично для гармонии венско - классической школы (оно чаще встречается в музыке XIX – XX веков); при этом возникает эффект «упрощения» гармонии, ослабления функциональной напряженности, «размагничивания» гармонического тока.
В следующей схеме тенденция функционального усиления показана стрелкой:

Логика движения главных трезвучий заключается в следующем: в гармоническом движении функции располагаются по степени усиления их функционального напряжения, отсюда самой логичной является движений T(устой) – S (мягкая неустойчивость) – D (яркая неустойчивость, активное стремление, усиление напряжения) – T (разряжение напряжения, успокоение). В этом смысле в классической гармонии запрещено взятие S после D , хотя в современной музыке такая схема используется (песня из к- ма «Титаник»). Главные трезвучия при желании могут быть подменены побочными, своими заместителями, например в схеме
D – T тоническое трезвучие может быть заменено VI ступенью – в это м случае оно выполняет тоническую функцию D – VI ( T ) . Схему II – V следует читать так: II является субдоминантой, отсюда II ( S ) – D - это логично.
|
|