Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Культура и искусство :: Гармония
Аккорд
Аккордом мы называем созвучие из трех или более звуков, расположенных по терциям. Самыми известными типами аккордов являются трезвучия, септаккорды, нонаккорды. Существуют и другие, например, ундецимаккорд – имеет 6 звуков, или терцдецимаккорд – имеет 7 звуков и т.д.

Соотношения терций дают названия аккордам, отсюда трезвучия бывают четырех видов: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное.

Септаккорды бывают: малый мажорный, малый минорный, большой мажорный, большой минорный, увеличенный, уменьшенный, полууменьшенный (малый уменьшенный). Нонаккорды: большие и малые.
В современной музыке существуют аккорды и нетерцового строения.
Например: квартаккорды – звуки расположены по квартам, к винтаккорды – звуки расположены по квинтам, секундаккорды – звуки расположены по секундам («кластеры» от англ.-гроздь).

Звуки аккорда называются тонами и имеют названия: «1» -прима, «3» - терция, «5» - квинта, «7» - септима, «9» - нона.

В курсе гармонии все аккорды, независимо от количества голосов излагаются четырехголосно. Четырехголосный склад оказался оптимальным и по охвату регистров, соответствующих возможностям исполнения и восприятия человеческим слухом, и по полноте и удобству расположения аккордов. Голоса как в смешанном четырехголосном хоре называются: сопрано, альт, тенор, бас. Оптимально удобным для четырехголосного изложения является септаккорд, он имеет четыре звука. При изложении трехзвучных аккордов один из звуков удваивается, а при изложении пятизвучных – исключается наиболее нейтральный тон.

В четырехголосном складе названия аккорда определяет бас. Так основным аккордом считается тот аккорд, в басу у которого находится основной тон «1», обращения аккордов содержат в басу «3», «5», или «7» тон.
Бас является самостоятельным голосом и уступает по значимости лишь верхнему голосу (сопрано).

Мелодическое положение аккорда определяется по верхнему голосу (сопрано, мелодии), отсюда аккорды в четырехголосии могут находиться в мелодическом положении «примы», « терции», «квинты», «септимы» и т.д.
Трезвучие имеет три мелодических расположения, септаккорд – четыре.

Помимо элементарного изложения аккорда по терциям от основного тона – аккорд можно расположить тесно или широко. При тесном расположении 3 верхних соседних голоса располагаются подряд, по ближайшим интервалам (терциям, квартам); при широком расположении расстояние между голосами превышает кварту (квинта, секста). Расстояние от баса до тенора на расположение не влияет, он может находиться от тенора на расстоянии до двух октав.

Располагая каждый из четырех голосов нужно выбирать тот регистр, который удобен для голоса: сопрано – c1 – c3 , альт – a – d2 , тенор - d – f1, бас – C – c1.



Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015