Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Культура и искусство :: Эстетика
Своеобразие эстетического
Эстетическое (от греч. (eesthesis) - чувство. (cesthetikos)- чувствующнй) - одна из наиболее широких и всеобъемлющих категорий эстетики, по сути способная включить в себя все прочие категории и понятия как свои модификации. Понятие «эстетическое» вошло в употребление практически вместе с выделением дисциплины «эстетика», сделанным А. Баумгартеном в 18 в. и подразумевавшим чувственное познание - познание с помощью чувства, существующее наряду с познанием рационально-логическим. В этом смысле эстетическую способность можно квалифицировать скорее как «шестое» - наиболее общее, внутреннее и умное чувство, нежели как ощущения - данные органов чувств, которые уже издавна понимались как первичная основа познания. Данные органов чувств не могли претендовать на статус вполне сознательного явления - сознание связывалось, прежде всего, с разумом, а также - в духовно-религиозной жизни - с мистическим. В данном смысле эстетическое - это род особого постижения, это чувствующая и предчувствующая интуиция.

Чаще всего категория эстетического понимается как особое эстетическое отношение человека к действительности, имеющее как созерцательные, так и активно-творческие характеристики, и окрашивающее охватываемую им реальность в переосмысляющие тона эстетически значимых качеств - таких как красота, выразительность и др. Именно человеческое сознание - это средоточие эстетического отношения. Эстетический предмет - будь то окружающая природа или человеческое существо - витально-телесное и духовно-личностное одновременно, артефакт или именно произведение искусства - действительно обладают эстетическими свойствами объективными, не кажущимися. Например, цветущий луг прекрасен не сам по себе, ведь науки о Земле и жизни при всей их предельной объективности не знают эстетических категорий. Красивое лицо и тело не актуальны без созерцания этой красоты. Человеческая душа, судьба, эстетически не волнуют без сострадания другого сознания. Человек не видит своего эстетического совершенства в зеркале собственного сознания, не отражаясь в другом любующемся и сочувствующем взгляде, пусть даже вымышленном. Человек ждет эстетического оправдания своего бытия в другом сознании, в свете которого он окажется страдающим героем или талантливым автором. Даже произведение искусства - это текст художественной мысли - задыхается, меркнет, почти умирает в музее, где нет посетителей.

В связи с этим, феномен эстетического часто связывают с особым состоянием сознания. Вероятно, такой подход и является наиболее правильным. Хотя порой, рассматривая природу эстетического в психологии, говорят о бессознательном как основе эстетической привлекательности, о парадоксальной противоречивости и творческой энергии порождающей искусство, об особой эстетической эмоции, подчеркивая при этом все же ее интеллектуальный характер.

И все же наиболее четкие результаты философская эстетика получает тогда, когда рассматривает эстетическое в статусе особого способа активности не психики, а собственно сознания. При этом важно выявить критерии различия эстетического типа сознания от других способностей, выявить специфику эстетических ценностей наряду с ценностями рационального осмысления бытия, наряду с нравственными и религиозными ценностями. Важно раскрыть своеобразие художественно-эстетической сферы деятельности на фоне других сфер культуры.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015