Средние века - и в Европе и на Ближнем Востоке - не были эпохой, для которой эстетическое начало было бы главным началом культуры. Это эпоха доминанты религиозно-мистического сознания.
Надо отметить при этом, что именно христианство среди всех религий открывало особый потенциал связи мистически-религиозного начала с началом эстетическим: Бог согласно вере христиан - это не замкнутая в себе могущественная сущность, а Жизнь, живое общение лиц Святой Троицы – Отца. Сына и Святого Духа.
Эти качества самой христианской мистики действительно открывали возможности развития эстетики и даже теории религиозного искусства на почве данной мистической традиции, сыгравшей ктючевую роль в формировании культуры европейского Средневековья.
В раннее Средневековье сформировалось, а в 7-8 в н.э. в Византии было осмыслено и богосювски обосновано такое явление, как церковное искусство. Особую проблему вызвало наличие и распространение изобразительного искусства в рамках христианской традиции. В 8 веке так называемое иконоборческое движение, начатое властями Византии и поддерживаемое в основном высшим духовенством, опираясь на Священное писание Ветхого Завета, взялось оспорить возможность изображении священных предметов, начало изгонять образы - иконы (греч. euaov) - из храмов.
|