Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Культура и искусство :: Эстетика
Реализм
Реализм - направление в искусстве и эстетике, выдвигавшее в качестве высшей ценности художественной деятельности познание действительности, ее правдивое отражение. Своеобразной философской параллелью художественно-эстетического реализма оказалась развившаяся в 19 веке философия позитивизма. В соответствии с ее идеями высшей формой сознания является наука, ориентированная на положительное знание, основанное на фактах. Идеалы, принципы и модели научного познания переносится позитивистами в социально-гуманитарную сферу (О.Конт. Э. Дюркгейм) и в сферу изучения искусства (И.Тэн). В свою очередь, идеологи реализма преподносят идеал научного познания как идеал искусства, видя в искусстве дополнительные возможности постижения правды жизни. Они прямо видят в познании цель искусства, ничем по сути не отличая ее,таким образом, от целей науки. Художественное познание правды жизни - это прямое продолжение истины научной теории. Так русский литературный критик 30-40 годов 19 века В.Г.Белинский отмечал, что наука познает жизнь в понятиях, искусство же - в художественных образах. Специфика искусства - лишь в формах познания: оно стремится отобразить жизнь, по словам Н.Г.Чернышевского, в формах самой жизни. При этом познавательное обобщение, типизация, основанная на фактах реальности, а порой и излишне доскональное соответствие фактам - отличительные особенности искусства реализма.

Реалистический метод проявится прежде всего в художественной литературе и особенно в жанре романа, наиболее полно способного донести нагрузку социального и психологического содержания. Крупнейшие писатели-реалисты 19 в. - О. де Бальзак, Г.Флобер, Ч.Диккенс, JI. Толстой, Ф. Достоевский и др.

Другой вид искусства, как бы созданный в совокупности своих возможностей для выражения реалистических идей, это живопись. Здесь преимущественные жанры реализма - пейзаж, портрет бытовой жанр. Передвижники были убежденными реалистами, они испытали воздействие общественных и эстетических взглядов В.Г.Белинского и Н.Г.Чернышевского. Большую роль в формировании их творческой программы сыграл художественный критик В.В.Стасов. Выдвинутая ими программа народности искусства выражалась в изображении типических сторон и многогранных характеров социальной жизни, в основном жизни простого народа, часто с критической тенденцией. Впрочем они показывают не только бедность, но н красоту- народного быта, героические страницы национальной истории (картины В.А.Сурикова). Не вполне верно, видимо, называть реализм 19 века во всех его проявлениях критическим, как это делали искусствоведы советского времени. Правильнее назвать его аналитическим реализмом - реализмом объективного познания и взвешенной социально-контекстной эстетической оценки.

 Однако реалистические мотивы были присущи развитию искусства и в 20 веке: это, к примеру, так называемый «социалистический реализм» - официальный художественный метод, провозглашенный в 1930-е годы в Советском Союзе, в рамках которого создавались не только шаблонные иллюстрации к политическим событиям того времени, но и подлинные реалистические шедевры: это и неореализм европейского кинематографа 1950-х годов.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015