Импрессионизм (от франц. impression - впечатление), направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг., и развивавшееся также и в ряде других видов искусства (поэзии, музыке, театре) во всей Европе и Северной Америке в 1870-1900 гг. определившее развитие искусства 19 века.
Название «Импрессионизм» возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина К. Моне "Впечатление. Восход солнца" (1872). Художники импрессионисты выступали пролив условностей классицизма, романтизма и академизма, в системе колорых собственно живописность была только средством передачи некоего глубинного содержания. Живописность - то есть интересная сама по себе игра световых и цветовых эффектов, насыщающая, изображение и фиксирующее в нем самоценное мгновение эстетического впечатления стала для импрессионистов главным содержанием картины. Именно эли эффекты - свет и тень на траве и в массе воздуха, блики и огоньки чистых цветов (художники использовали чистые краски, не смешивая их предварительно на палитре), по особому смешивающиеся во взгляде зрителя при некотором удалении, иногда как бы расплывчатые, «не в фокусе», пятна, вообще, тяготение к цветовому пятну и отход от четкой прорисовки, равноценность значений переднего и заднего планов - именно эти и другие подобные особенности начали составлять главный смысл живописи.
Но особенно остро, как кажется, идеи и противоречия модернизма выразило такое философское направление, как экзистенциализм, позволявшее говорить о явлениях сознания как о более фундаментальном опыте человеческого существования, нежели объективное бытие, о складывающемся событии как о первичном по отношению к устойчивому «метафизическому» бытию, о субъективном, феноменальном времени и его характерных напряжениях как об основании существования человека в мире-пространстве. 'Эта связь экзистенциализма с модернистской художественной практикой персонифицировалась в именах французских литераторов Ж.-П.Сартра и А.Камю.
Именно в их творчестве, во многом нацеленном на осмысление противоречий человеческой свободы, была открыта основа рискованного случайного события в самой сердцевине человеческого - тот «просвет бытия», тот разрыв - ничто, наполнить которое и могло творческое сознание, одновременно переживающее, впрочем и острый риск провала, крушения - риск абсурда, на преодоление которого нацелен человек, но гарантированно превозмочь который ему- не дано.
|