Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Культура и искусство :: Эстетика
Эстетика как наука
Изучение эстетики традиционно начинается с определения ее предмета, ибо всякая научная теория требует, прежде всего, осознания границ изучаемых явлений действительности и общественных отношений.
 
Эстетика - (от греч. (aesthesis) – чувство, (cesthetikos) - чувствующий) появилась как особая философская дисциплина в 18 веке, обозначив в качестве своего широкого предмета чувственное познание, имеющее особое место и несводимое значение наряду с рациональным познанием, считавшимся тогда в странах Запада главной, если не единственной ясной способностью ума. Именно такой философской дисциплине дал тогда название эстетики немецкий философ А. Баумгартен.

 Баумгартен (Baumgarten) Александр Готлиб (1714— 1762) — нем. философ, ученик X. Вольфа, пытавшийся продолжить его энциклопедический труд. Кн. Б. «Метафизика» И. Кант положил в основу своих лекций. Б. впервые ввел термин «эстетика» для обозначения теории прекрасного и явился родоначальником эстетики как особого раздела философии. Его вклад в развитие филос. терминологии этим не ограничивается: он широко использовал термины «субъективный» и «объективный», «в себе» и «для себя», введение которых иногда ошибочно приписывается Канту.
 
Он считал, что дух имеет два самостоятельных уровня бытия: логический горизонт» и «эстетический горизонт» и определил эстетику как науку об особом чувственном познании, постигающем прекрасное, о законах создания на его основе произведений искусства и законах их восприятия. В узком же смысле эстетику называли порой философией красоты, имея в виду наиболее эстетически презентативную и давно философски осваиваемую категорию прекрасного, или философией искусства, имея в виду обширную предметную сферу художественного творчества и художественной выразительности, в которой эстетика находит приоритетные и богатые подтверждения своих положений.

В классическом смысле эстетика понимается как философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира, о феноменах эстетического сознания, ценностях эстетической деятельности и закономерностях художественной практики. Таким образом, предмет классической эстетики разделяется на две большие сферы - 1)эстетическое, его своеобразие и целый ряд обобщенно включаемых в него ценностных категорий и 2) искусство и вообще эстетическая деятельность как сфера наиболее ярких и специфических проявлений эстетического начала в формах культуры.

Несмотря на то, что термин «эстетика» появился не так давно в сравнении с многотысячелетней историей человечества, проблемы и темы, вошедшие в состав этой науки, издавна рассматривались как в собственно философском, так и в искусствоведческом, богословском, а еще ранее в мифологическом аспектах. Так в Индии, Китае, Греции еще в древности стали появляться трактаты по искусству, не только нормативно-технологического, но и аналитического (Аристотель) содержания, а также философские сочинения, в которых теоретически осмыслялись значение и особенности эстетического сознания и принципы эстетической деятельности. Так что уверенно можно утверждать, что эстетика начала свое развитие с далекой древности.

Впрочем, эстетика развивалась не только в виде философского размышления. Большую роль играли в ее развитии сочинения и манифесты самих деятелей искусства и литературы, в которых они осмысляли приоритеты своего творческого метода и предъявляли свое понимание искусства, его значение в культуре, обществе, мироздании. С 20 века под эстетикой стала пониматься также и сама художественная деятельность, окрашенная идеями творческих поисков, мировоззренческих проектов и дерзких экспериментов с человеческим сознанием и чувством. Это динамичное продвижение в области эстетических идей, характерное для художественной деятельности 20-21 вв., стало носить название передовой эстетики, за которой порой не поспевала теория. Уже начиная со времен романтизма (19 в.) было отмечено, что рациональные формы философии, прежде всего как они сложились в эпоху классического рационализма, требуют большей гибкости и утонченности, чтобы суметь адекватно охватить самобытное явление эстетического. Ф. Шеллинг в связи с этим говорил: «искусство - вот подлинный органон философии» - тоесть в искусстве он видел искомый образец для совершенствования логики философствующего разума. Но, со своей стороны, и философия как таковая в 20 -21 вв. тоже взяла на себя миссию развития и смены мироощущения - и эстетика во многих своих темах и вопросах оказалась распыленной в философствовании в целом идеями игры, как бы замещающей логику, спонтанности, замещающей и естественность, и свободу, телесности, до некоторой степени заслоняющей чистое сознание, характеризовавшее бытие субъекта в классическую эпоху и т.д.

Само эстетическое начало проявляется в искусстве и специфически эстетической деятельности, но не исчерпывается этими сферами. Оно присутствует в той или иной мере и во многих других сферах культуры и человеческой деятельности. Поэтому и термин «эстетика» употребляется часто более широко и иногда при этом менее строго: говорится об эстетике поведения, эстетике той или иной деятельности - эстетике спорта, церковного обряда, воинского ритуала, и т.д.. Но несмотря на такую распыленность эстетической тематики эстетика как наука в совокупности с эстетическими идеями самой художественно-эстетической практики является главным полюсом рефлексии сознания обо всех эти многообразных явлениях.

По близости предметной направленности эстетика взаимодействует с рядом смежных дисциплин - психологией, искусствознанием, культурологией, философией как общей теорией познания и бытия. При этом методы многих данных наук, взаимодействуя, используются при изучении предметного поля эстетики.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015