Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Гуманитарные науки :: Основы и ценности православия
Патриарх Тихон
Осенью 1917 года в условиях падения престижа Временного правительства и в преддверии большевистского захвата власти Поместный Собор обсудил вопрос о высшем церковном управлении.
Во время работы Поместного Собора 20 января 1918 года Совет народных комиссаров принял декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Участники Поместного Собора, не боясь преследований со стороны Советского государства, единогласно призвали всех верующих всячески противодействовать проведению данного декрета в жизнь, не останавливаясь перед крайними мерами, вплоть до вооруженного сопротивления властям. В обращении Поместного Собора говорится: «Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную на поругание».
Патриарх Тихон, избранный на этот пост Поместным Собором, публично осудил заключение Советским правительством «позорного» Брестского мира с Германией.
По всей стране уже в 1918 году начались репрессии против священнослужителей и верующих. В Москве был расстрелян один из видных деятелей Церкви — протоиерей Иоанн Восторгов; одновременно с расстрелом царской семьи в Алапаевске была казнена монахиня, великая княгиня Елизавета Федоровна.
В 1918 году началось насильственное изъятие из храмов и монастырей церковных ценностей, чему решительно воспротивился Патриарх Тихон. За свою стойкую позицию, которую занимал Святейший Патриарх, он неоднократно подвергался арестам и допросам, долгое время провел в изоляции (под домашним арестом) в Донском монастыре.
После вступления на возрожденный Патриарший престол Тихон благословил акафист Державному образу Богоматери. Акафист был сначала напечатан на русском языке в Париже и только в 1995 году был переиздан в России по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.
В декабре 1919 года митрополит Киевский и Галицкий Антоний возглавил созданное на территории, находившейся под контролем войск генерала Деникина, Высшее Церковное Управление (ВЦУ) юга России. После захвата Красной Армией Крыма ВЦУ обосновалось в сербском городе Сремские Карловцы.
29 декабря 1920 года Патриарх всея Руси Тихон и Константинопольский Патриарх Дорофей признали ВЦУ.
В ноябре-декабре 1921 года в Сремских Карловцах проходил Всезарубежный Церковный Собор, который обратился к участникам работающей одновременно Генуэзской конференции за вооруженной помощью в борьбе с большевиками.
Каким бы праведным не был гнев участников Собора против разрушителей Русской Православной Церкви, объективно решения Собора ставили под удар Православную Церковь, оставшуюся на Родине. Поэтому Патриарху Тихону пришлось публично осудить решения Карловацкого Собора и издать указ об упразднении ВЦУ с передачей всех русских приходов за рубежом митрополиту Евлогию. Последний из уважения к своему учителю владыке Антонию отказался выполнить повеление Патриаха Тихона.
В сентябре 1922 года Собор епископов в Сремских Карловцах формально выполнил волю Патриарха всея Руси Тихона, но на его месте создал новый исполнительный орган для межсоборного времени — Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей под председательством митрополита Антония.
Патриарх Тихон и его преемники, выступая официально с заявлениями, осуждающими антисоветскую деятельность Русской Зарубежной Церкви, никогда даже не поднимали вопрос о запрете деятельности новообразованного Синода Русской Православной Церкви.
Споры о каноничности Синода не утихали до начала XXI века, но сейчас близок час воссоединения двух сестер-Церквей под властью Патриарха всея Руси.
25 марта 1925 года Святейший Патриарх Тихон скончался. В 1989 г. Патриарх Тихон был канонизирован Русской Православной Церковью. О причинах канонизации Патриарха Тихона рассказывается в материалах дополнит тельной и специальной хрестоматий.
Местоблюстителем Патриаршего престола стал митрополит Петр Крутицкий (в миру Петр Федорович Полянский), которого уже в декабре арестовали, сослали в Сибирь, а затем и расстреляли.
На протяжении 1920-1930-х гг. государство продолжало преследовать Русскую Православную Церковь как организацию. Только в 1918-1922 гг. было расстреляно и замучено 8110 священнослужителей, монахов и монахинь.
В 1925 году государство создает Союз воинствующих безбожников, начинается выпуск журнала «Безбожник». Огромный ущерб православной культуре нанесло закрытие культовых зданий и разграбление их ценностей.
Кроме православных государство преследовало верующих других религий — ислама, буддизма, иудаизма.
Принятие священнического сана, а тем более архиерейского, стало равносильно самоубийству. Тем не менее, в 1923 году состоялось 49 архиерейских рукоположении. Такого не было за всю историю Русской Православной Церкви.
Наибольший размах репрессий пришелся на 1937-1938 гг. По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий только в 1937 году было арестовано 132 900 православных священнослужителей, из которых 85 300 человек были расстреляны.
Через двадцать с небольшим лет благодаря такой политике Советского государства в 25 областях РСФСР уже не было ни одного действующего храма. К началу Великой Отечественной войны в стране осталось только 5 665 официально зарегистрированных в государственных органах священников, т. е. их число сократилось на 95% по сравнению с дореволюционным временем.
В 1920-е годы начался процесс национально-конфессионального сепаратизма. На территории Польши и Финляндии, ставших суверенными государствами, образовались самостоятельные Православные Церкви. Финляндская Православная Церковь стала автономной, признав власть над собой Константинопольского Патриархата. Польская Православная Церковь сначала тоже была автономной, но затем объявила себя автокефальной, каковой она остается и поныне.
Грузинская Православная Церковь (одна из старейших Православных Церквей в мире, которая обрела автокефалию еще в V веке) после присоединения Грузии к России вошла в состав Русской Православной Церкви на правах экзархата. Экзархат — церковный округ, обладающий определенной самостоятельностью. После революции 1917 года руководство Грузинского экзархата объявило о восстановлении былой автокефалии.
В октябре 1921 года в Киеве состоялся не санкционированный Московским Патриархатом Собор сторонников украинской автокефалии. Этот Собор, на котором даже не было ни одного архиерея, провозгласил создание Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ), но Московский Патриархат осудил эти действия как неканонические. Это решение Московского Патриархата не было признано отдельными священнослужителями и верующими, поэтому только в 1930 году все приходы и епархии на территории Украины окончательно вошли в состав Московского Патриархата.
Такие же сепаратистские действия имели место и в Белоруссии, где в мае 1924 года в Могилеве был созван Собор, объявивший о создании автоном­ной Белорусской Православной Церкви. В ее состав вошла почти половина епархий и приходов, находящихся на территории Белоруссии. Автономная Белорусская Православная Церковь просуществовала до 1934 года, когда все ее епархии и приходы опять вернулись под юрисдикцию Московского Патриархата.
Сепаратистское движение проникло и в приходы на территории РСФСР. О своих автокефалиях заявляли Иркутская, Томская, Челябинская и Ярославская епархии.
Митрополиту Сергию как Местоблюстителю Патриаршего престола много пришлось сделать для нормализации положения Русской Православной Церкви.
После присоединения к СССР Молдавии, Прибалтики и западных областей Украины и Белоруссии в состав Московского Патриархата вошли православные приходы, расположенные на этих территориях.
Советская власть делала все, чтобы искоренить православие на территории нашего Отечества, но, как показала Великая Отечественная война, сделать это оказалось невозможно. Некоторое потепление в отношении государства к Русской Православной Церкви произошло только в годы Великой Отечественной войны. Руководство СССР поняло, что православие — это один из факторов победы.
Тяготы войны, потери родных и близких, беды и лишения вернули в Церковь людей, которые вопреки активной атеистической пропаганде опять потянулись к Богу. Только вера в Бога, Который или наставляет верующего человека на путь истинный, или наказывает его за совершенные грехи, могла объяснить человеку, за что и почему гибнут в этой войне его близкие и родные. Особенно люди обращались к Богу на оккупированных территориях, где горе людей достигало своей высшей точки.
В войну, как никогда, люди воочию убедились в патриотизме священнослужителей и руководства Русской Православной Церкви, и авторитет Русской Православной Церкви неизмеримо возрос. Митрополит Сергий в своем пастырском обращении призвал весь народ подняться на священную войну. Не ограничиваясь патриотическими призывами, духовенство приняло непосредственное участие в оказании помощи фронту. На собранные в храмах средства была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского и эскадрилья самолетов имени Александра Невского.
Из главы, посвященной иконографии, вы уже знаете, что в 1941 году по пророчеству митрополита гор Ливанских Илии вокруг Ленинграда был совершен крестный ход с иконой Казанской Божией Матери, а позднее во время Московского и Сталинградских сражений перед этой иконой проводились молебны. Все это способствовало поднятию авторитета Русской Православной Церкви в глазах людей.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015