Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Гуманитарные науки :: Основы и ценности православия
Русские святые
По словам князя Евгения Николаевича Трубецкого (1863-1920), икона — «это умозрение в красках». Икона в видимых формах показывает человеку ответ на его вопросы, дает руководство и наставления в его жизни. Православная икона выражает православное учение и православную святость.
Почитание икон основывается на их содержании и на благодатном присутствии изображаемого. В изображениях Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, православных святых и событий Священного Писания Русская Православная Церковь строго хранит верность иконографическим канонам, заложенным в решениях VII Вселенского Собора 787 года, согласно которым «иконы должны быть написаны по существу и подобию, а не по догадкам и само-мышлению». В целях сохранения неизменности Священного Предания и истории Церкви в изобразительном изложении при написании икон используются образцы святых ликов. Святители и Церковные Соборы повелевают писать иконы так, как писали их древние иконописцы. Ибо свой первый образ дал людям Сам Иисус Христос, приложив к своему Лицу кусок ткани, а первые образы Богородицы и святых делались при их жизни, чтобы сохранить истинный образ.
На иконах изображается не только тело святого, но и дух, живущий в теле. Лица святых на иконе — это не обычные лица людей, а лики. Лик — это лицо, освободившееся от печати земных страстей, в нем уже нет движения в привычном понимании этого слова. Став ликом, человеческое лицо получает высшее одухотворение и смысл. Взгляд святого с иконы — это взгляд из вечности.
В начале V века святой Нил Синайский в качестве главного довода развития иконописания, а также фресок и мозаик на библейские сюжеты в храмах приводил необходимость объяснения событий Библии для неграмотного народа, который через церковную живопись может душой понять смысл христианского учения. «Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Боже­ственных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя невидимое видимому». Таким образом, иконам был придан статус носителей и хранителей Священного Предания и Священного Писания, а также истории Церкви.
При написании русской православной иконы главным и основным требованием было соблюдение иконографического канона, установленного на VII Вселенском Соборе, включающего в себя каноны пропорций, цвета, символов и композиции. Канонизация иконографии в совокупности с соблюдением догматов православной веры, а также принятие при написании икон обратной перспективы стали системой жестких ориентиров для русских иконописцев, для которых она была воплощением духовного и интеллектуального опыта иконописания предков. Однако поскольку икона выражает в первую очередь жизнь духовную, то каждый иконописец по-своему пишет выражение глаз святого, которые, как известно, являются зеркалом души человека.
Православная икона показывает Христа как Богочеловека в славе Его. Икона дает чувство осязательного присутствия Божия, но она опирается на отображение Бога в человеке, который по сотворению своему имеет образ Божий. Православная икона не изображает божество, она указывает на причастность человека к Божественной жизни.
При написании образа Богородицы православная иконописная традиция использует сведения о жизни Богородицы из Евангелия и Священного Предания, а также писания святых отцов Церкви. На Руси образ Богоматери имеет множество канонических форм, издавна освященных Русской Православной Церковью. В русской иконографии Богоматерь не имеет страдальческих черт, за редким исключением. Чаще всего Ее изображают с Младенцем Христом, но имеются и Ее единоличные иконы. Образ Богоматери используется также в сюжетах, написанных по текстам Священного Писания и Священного Предания.
Кроме икон Иисуса Христа, Богородицы и великих православных праздников, в Православной Церкви существуют иконы ангелов, Святой Троицы, Бога Отца, а также православных святых. Иконы ангелов, Святой Троицы и Бога Отца отличаются от икон Христа, Богородицы и святых тем, что на них нет изображения тела как вместилища духа, а наоборот, Сам Дух изображается в образах телесного мира. Этим подчеркивается, что и ангелы, и человек сотворены по образу Божиему.
Собрание всех канонических икон призвано было представлять собой всю полноту православного христианского учения. «Если придет язычник, говоря: «Покажи мне твою веру», то отведешь его в церковь и поставишь перед разными видами святых изображений».
На Руси иконописанию уделялось огромное значение. Летописи наряду с перечислением событий государственного значения отмечали не только строительство новых храмов, но и создание, обретение, перенесение и даже «поновление» икон.
Писать иконы могли только самые благочестивые монахи в монастырских кельях. Авторы большинства древних русских икон неизвестны. Удачно написанные иконы считались созданными иконописцем с Божией помощью, при незримом присутствии Самого Бога или Его посланца — ангела, поэтому мастера полагали неуместным ставить свое имя под иконой.
В силу особой светлости и торжественности самого русского православного учения, воспринятого Русью в кирилло-мефодиевской традиции, русские иконы, написанные тонкими, но полными силы и движения линиями, сияли яркими красками. Это праздничное и торжественное обращение русских иконописцев к Богу языком линий и красок превратило православную икону на Руси в молитву. Русская икона неразрывно была связана как с духовной жизнью всей страны, так и с жизнью отдельного человека.
Материалы этой главы помогут вам разобраться в символизме русской православной иконы, научат вас понимать смысл иконы, расскажут о ее чудотворности. Вы многое узнаете об иконографии Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, а также познакомитесь со знаменитой иконой «Троица» великого иконописца святого Андрея Рублева, постигнете ее глубину и узнаете, как велико значение этой иконы для всего православия.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015