Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Гуманитарные науки :: Основы и ценности православия
Православие и протестантство
Протестантство является третьей официально признанной христианской конфессией в мире. Как уже отмечалось выше, толчком к реформации Западной Церкви и зарождению протестантства послужила порочная практика предоставления Католической Церковью индульгенций за плату. Индульгенции стали покупать оптом для себя и родных. Это действо получило циничное название «святой торг».
31 октября 1517 года монах Мартин Лютер, профессор университета немецкого города Виттенберга, предложил устроить диспут об индульгенциях, прибив, согласно практике своего времени, к воротам Виттенбергского собора список из 95 тезисов. В своих тезисах Мартин Лютер показал, что повседневная практика Церкви подрывает саму идею спасения, она противоречит Священному Писанию и толкает людей к греху. Бог вовсе не требует «зарабатывать» спасение (Иисус Сам расплатился за грехи каждого человека, приняв Крестные муки), а каждому человеку предоставляет свободный выбор — верить или не верить. Тот, кто искренне поверил в Иисуса, уже самим этим актом оказался спасенным. Купивший же индульгенцию не помышляет ни о Боге, ни о соблюдении Его заповедей для своего спасения. Мартин Лютер написал тезисы в очень сдержанном тоне, он вовсе не собирался призывать к реформации Церкви, тем более противопоставлять себя католической вере.
Однако Папа Римский расценил его действия как подрыв догмата о непогрешимости Папы, и в 1520 году Мартин Лютер был отлучен Папой от Церкви. А в 1521 году император Священной Римской империи Карл V объявил его вне закона. Но это не сломило Мартина Лютера, папскую буллу об отлучении он публично сжег, а императору ответил: «Совесть моя покорна только Слову Божиему!»
Лютер с помощью лучших ученых Германии перевел Библию на немецкий язык, чтобы ее содержание стало понятным всем людям, а не только ученым, знакомым с латынью. Он много проповедовал и устраивал публичные диспуты. В 1529 году Шпейерский рейхстаг проголосовал за нетерпимое отношение к лютеранству в Герма­нии, а Карл V решил физически уничтожить Лютера и его сторонников, чтобы помещать разделению Церкви. В ответ шесть германских князей и 14 городов объявили «протест», который одновременно был возражением против решения императора, призывом, принять точку зрения Мартина Лютее на индульгенции и спасение человечества, как наиболее соответствующую Евангелию, и утверждением о том, что Католическая Римская Церковь не может рассматриваться как Истинная Святая Церковь. Так возникло слово «протестант». Поскольку реформировать католичество изнутри не удалось, движение Мартина Лютера откололось от католичества и стало известно как Реформация, а позднее получило название «протестантство».
Вот как определяется сущность протестантства в детской энциклопедии «Религии мира»: «Это форма христианства, которая обращается к Богу во Христе, опираясь исключительно на Библию и пытаясь стать той Церковью, которая описана в Новом Завете. С точки зрения протестантства верующий напрямую связан с Христом — Единственным и Всеобъемлющим Источником милости и благодати. Благодать Христа Святой Дух дает любому христианину через проповедь Слова Божия. Значит, уже не нужно посредничество Девы Марии и святых, уменьшается роль священника, предстоящего за своих прихожан перед Богом»,
Итак, в основе Реформации лежала попытка оживить учение Библии и ранних христианских богословов — Вселенских учителей Церкви. Три основных принципа Реформации призваны были подчеркнуть прямую и личную связь верующего с Иисусом Христом: исключительный авторитет Слова Божия, спасение по личной вере и священство всех верующих.
Впоследствии именно эти принципы послужили разложению истинного протестантского учения Лютера на различные сектантские течения, с которыми активно боролись и Католическая, и Православная Церкви.
Эти принципы привели к анархии и кровавой резне между католиками и протестантами в разных странах, в связи с чем Мартин Лютер опубликовал работу «Катехизис» (исповедание веры), в которой лишил каждого христианина права толковать Священное Писание, вменив это в обязанность только проповедникам и приходским священникам, а также непременным условием веры поставил исполнение Закона (имелись в виду Ветхий Завет и Новый Завет).
Кроме того, Мартин Лютер установил определенные правила исповедания лютеранской протестантской веры, а именно:
1. Человека спасает только личная вера, а не заступничество святых и добрые дела. В связи с этим в протестантской вере нет святых.
2. Иконы не почитаются, так как авторитетом обладает только Священное Писание, которое не нуждается в художественных образах. Поэтому в протестантских храмах и домах устанавливаются только распятия.
3. Исповедуются главные догматы христианства о Триединой Сущности Бога и богочеловеческой природе Иисуса Христа.
4. Нет почитания Пресвятой Богородицы как Заступницы за человечество перед Богом. Дева Мария воспринимается только как Совершенная Женщина.
5. Сохраняются все церковные обряды, не противоречащие Священному Писанию, признаются посты и аскетические подвиги монашества.
6. Таинствами Церкви признаются только два, на которые в Священном Писании содержатся четкие указания: крещение и причащение.
7. Богослужение совершает пастор в особом облачении и состоит оно из проповеди и чтения Священного Писания.
8. Отрицается особая роль священства в посредничестве между человеком и Богом. Пастор и проповедник отличаются от других христиан служебными обязанностями, а не духовным состоянием. Пастор не обязан давать обет безбрачия, а должен жить нормальной семейной жизнью. Пастором и проповедником может быть женщина.
9. Существует предопределение спасения для каждого человека: спасется тот, кто уверовал в Иисуса Христа и кого Он предвидел, что человек уверует, а не спасется тот, кто, как предвидел Иисус, не сможет уверовать. Прощение происходит только искупляющей любовью Христа и Его жертвой, а также глубоким раскаянием верующего, при этом отвергается покаяние как таинство исповеди. Провозглашается, что покаяние состоит в милости и личной глубокой вере.
10.         Провозглашается уверенность в спасении, обещанном Евангелием.
11.         Отрицается противопоставление мирской жизни и монашеского служения. По словам Лютера, «труд монаха и священника в глазах Божиих ничуть не превышает труда крестьянина или домохозяйки». Практика монашества решительно осуждалась и отвергалась. Единственным исключением является монастырь в Тэзе, во Франции.
12.         Отрицается учение о чистилище.
13.         Отрицается действенность молитв за умерших.
Мартин Лютер был основателем дела Реформации, а ее главным теологом и организатором стал Жан Кальвин. В 1536 г. в Базеле вышло первое издание его книги «Наставление в христианской вере», в которой он изложил христианское учение в виде системы. Эта книга содержала обоснование всего религиозного движения XVI века.
Глубокое знание Кальвином Священного Писания и многочисленных трудов богословов разных времен позволило ему подготовить расширенные и глубокие по смыслу комментарии к Священному Писанию. Без этого дело Реформации не смогло бы получить в дальнейшем широкого распространения. В 1559 году он публикует второе издание «Наставлений» из 4 томов. Кальвин считал обязанностью христиан знание и почитание всех книг Священного Писания и призывал изучать наравне с Новым также и Ветхий Завет. В основе учения Кальвина лежат постулаты о том, что человек грешен по своей природе и только любовь Бога спасает его от неминуемого наказания, а также о том, что все в мире происходит по воле Бога. Кроме того, в его учении была полностью отвергнута церковная иерархия, как непрактиковавшаяся во времена апостолов, когда существовала вера истинная.
Итак, Реформация привела к отделению от католичества сторонников протестантского учения Мартина Лютера. Со временем они разделились на 4 основных направления протестантства, названных по именам их духовных лидеров: лютеран, кальвинистов, цвинглиан и арминиан. Впоследствии за лютеранами закрепилось название Евангелическо-Реформатской Церкви.
Страстным лютеранином был великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах, служивший регентом (музыкальным руководителем) в лютеранских церквях. Своими кантатами, ораториями, сочинениями для органа Бах служил Богу, прославляя Его музыкой. Он настолько живо отобразил в музыке Библейскую историю, что слушатели во время богослужений ощущали присутствие Самого Бога.
До начала 1990-х гг. в Советском Союзе лютеран насчитывалось примерно 1,1 млн. человек, половину из которых составляло коренное население республик Прибалтики (Эстонии, Латвии и Литвы), а другая половина включала обрусевших немцев, проживавших в основном в Азиатской части России. После распада Советского Союза и последовавшей массовой эмиграции граждан немецкого происхождения число лютеран заметно уменьшилось, однако во многих городах Центральной России, Поволжья и Сибири имеются лютеранские приходы и стоят лютеранские кирхи.
Кроме того, на реке Ижора уже 400 лет существует Евангелическая Лютеранская Церковь Ингрии (по названию территории, принадлежавшей в XVII в. Швеции). После основания Петром I Санкт-Петербурга сюда переселилось множество финнов-ингриян, принимавших участие в строительстве города. Им были гарантированы налоговые льготы. Они также являлись евангелическими лютеранами и пополнили число прихожан приходов Церкви Ингрии. До октябрьских событий 1917 года Церковь Ингрии включала 32 прихода, насчитывавших 147 тысяч человек, в окрестных деревнях Церковью было открыто 800 финских школ. Богослужения в церквях проводились на финском и русском языках. В 1930-е годы Советское правительство посчитало опасным нахождение Церкви Ингрии в пограничной зоне — все ижорские лютеранские церкви были закрыты, а большинство прихожан-лютеран были отправлены в концентрационные лагеря. Возродилась Церковь Ингрии в 1969 году в Ленинградской области. В 1992 году в Москве был открыт приход Святой Троицы, входящий в состав Церкви Ингрии. Церковь Ингрии входит во Всемирную федерацию лютеран и Всемирный Совет Церквей.
Православие веротерпимо относилось и относится к лютеранскому протестантскому вероисповеданию, хотя не считает его истинным (что, впрочем, можно отнести и к католичеству), и проводит в связи с этим большую разъяснительную работу среди православных прихожан. Первая лютеранская церковь открылась в Москве в 1570-е годы. А в 1763 году по приглашению императрицы Екатерины II в Россию переселилась группа меннонитов (последователи течения протестантского направления), основавшая крепкие крестьянские общины, просуществовавшие до 1918 года. Впоследствии они были ликвидированы наравне с кулачеством органами НКВД.
Необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что Русская Православная Церковь активно борется с распространением различных протестантских сект на территории России, которые в большинстве своем являются антихристианскими по сути своего учения и противоречат духовным устоям православных христиан. Здесь же мы считаем необходимым пояснить, почему именно протестантское движение породило внутри себя многочисленные, прямо противоположные по основам учения направления и секты, называемые деноминациями (наделенные особым именем).
Причина кроется в трех основных принципах Реформации. Провозгласив, что каждый сам является священником и что главный путь к спасению — это чтение Евангелия, протестантство тем самым предоставило каждому человеку свободу личного толкования Евангелия и выбора истинности толкования его содержания- Особую роль при этом играли проповедники, поскольку разные направления и секты протестантства складывались вокруг конкретных личностей, подводивших свою личную основу под объяснение Евангелия. Перечислим лишь некоторые из них: пуритане, квакеры, баптисты, пиетисты, адвентисты, армия спасения, пятидесятники.
Примечательно, что Ян Амос Коменский — основатель всей современной педагогики и системы школьного образования в привычной классно-урочной форме был епископом протестантской общины Моравские братья, оказавшей огромное влияние на чешскую национальную культуру.
О взаимоотношениях православия с протестантством очень наглядно говорят высказывания святителя Николая, архиепископа Японского, который проповедовал в Миссии Русской Православной Церкви в Японии наравне с протестантскими проповедниками.
В ответ на предложение английского епископа Одрея устроить совместный православно-протестантский примиряющий молебен о христианском единстве в честь наступающего XX века святитель Николай ответил, что Русская Православная Церковь и так постоянно «провозглашает молитву о единении всех. Пусть молятся и все протестанты о сем; они в этом присоединяются к нам, а не мы к ним. Но между нами — пропасть, заградить ее — ваше дело, не наше. Заградить ее, значит, исправить вам то, что вы извратили в Учении Спасителя. И пока вы не исправитесь, молитва о соединении нас будет тщетной». А в 1902 году святитель Николай очень лаконично сформулировал принцип взаимоотношений Русской Православной Церкви и протестантских учений при высказывании на тему возможности совместных проповедей православных священников и протестантских проповедников: «Пусть живут с протестантами мирно и любовно, но пусть проповедуют им, а не с ними». Выражая позицию Русской Православной Церкви к протестантству и проводя ее политику в отношении протестантской миссионерской практики, святитель Николай писал: «Из подражания протестантам больше ничего и не может выйти как протестантский мыльный пузырь. Устойчивые христиане не приобретаются так называемыми «оживляющими действиями». Месяцы спокойного, терпеливого научения требуются для воспитания действительных христиан. Взрывы чувства не составляют действительной веры в христианство».
В 1900 году в «Православном Благовестнике» была опубликована статья «Международная Миссионерская конференция студентов в Лондоне», в которой говорилось о решении молодых протестантов просветить в течение жизни одного поколения протестантов христианским учением все языческие страны, к числу которых была причислена Россия. Это вызвало немедленную реакцию Русской Православной Церкви, а также Католических и Православных Церквей всех стран, отнесенных в решениях конференции к языческим. Отрицательное отношение православия к чтению молодыми православными христианами протестантской литературы, искажающей смысл Евангелия, святитель Николай сформулировал так: «Изучать от Николай Японский протестантских миссионеров, тогда как своих православных книг столько переведено, что и перечесть трудно, — только читай и размышлением усвояй все отрасли церковного учения.'» Это высказывание святителя Николая удивительно перекликается с высказыванием великого карфагенского богослова начала III века Тертуллиана: «Христианами не рождаются, христианами становятся».

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015