Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Гуманитарные науки :: Основы и ценности православия
Отличие православие от католичества
Вероучение
В главных вопросах вероучения, определенных решениями первых семи Вселенских Соборов, католичество имеет много общего с православием.
Остановимся на отличиях католического вероучения от православного, послуживших формальным поводом к разделению христианских конфессий.
1. Начиная с IV века, западные богословы предлагали внести поправку к Символу Веры, принятому на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) Соборах. Поправка должна была содержать положение о том, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Тем самым они предлагали подчеркнуть равенство Бога Отца и Бога Сына. В IX веке император Карл Великий ввел это дополнение в вероучение Западной Церкви, а Восточной Церковью это дополнение было воспринято как ересь.
2. На основе молитвы за умерших западные богословы разработали учение о чистилище — месте, где душа христианина очищается после смерти. Православие не отвергает учение о чистилище, так как оно созвучно с православным учением об испытании души после смерти тела, но и не поддерживает его.
3. В 1854 году Папой Пием IX был провозглашен догмат о непорочном зачатии Девы Марии Ее матерью Анной. По этому вопросу существуют серьезные споры между католической и православной конфессиями, суть которых сводится к следующему: если принять догмат, то получается, что Пресвятая Богородица была Святой от рождения, а Ее Сын Иисус считается в христианстве Спасителем всего человечества, но Он не мог в этом случае стать Спасителем для Своей Матери, если Она и так была Пресвятой.
Иерархия и структура Католической Церкви
Большие отличия католичества от православия содержатся и в иерархии Церквей. Если в православии сохраняется разделение на поместные церкви, одной из которых, в частности, является Русская Православная Церковь, то в католичестве существует строгое организационное единство, скрепляемое авторитетом Папы. В иерархии Римской Католической Церкви различают три степени священства: епископы, священники (пресвитеры или кюре) и диаконы. Но особая роль в управлении Католической Церковью принадлежит Епископу Рима. Он считается преемником первого Епископа Рима — святого апостола Петра, которому Сам Иисус вверил попечение о всей Церкви. Епископ Рима именуется Папой, и его официальный титул звучит следующим образом: «Епископ Рима, Наместник Иисуса Христа, Преемник Главы Апостолов, Первосвященник (Верховный Понтифик) Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, Архиепископ и Митрополит Римской Провинции, Монарх государства-города Ватикан». Осуществлять каждую из этих функций Папе помогает соответствующая организация. Выполнять обязанности Епископа Рима помогает кардинал, являющийся викарием (заместителем) Рима, и его многочисленные помощники.
Как Первосвященник Вселенской Церкви Папа обсуждает вместе со всеми епископами судьбу христианского народа. Он обязан созывать Соборы под своим председательством, рукополагать кардиналов и епископов, провозглашать догмы. Папа как Преемник Главы Апостолов обязан осуществлять апостольскую проповедническую миссию.
Таким образом, если в Русской Православной Церкви высшими авторитетами являются Священное Писание и Священное Предание, то высшим авторитетом Католической Церкви, признающей истинность положений Священного Писания и Предания, все же являются высказывания Папы по вопросам веры. Это называется догматом Папы.
Разъясняя сущность православно-католических расхождений, святитель Николай, архиепископ Японский, в 1903 году писал: «Мы ни на волос не можем укорить себя ни в чем относительно Рима. Не мы отделились от него, а он отпал от нас. Мы твердо содержим ту же Истину, которую содержали сначала, а Рим столько лжеистин сочинил и пустил в оборот! На моей памяти два догмата у него родились, неслыханные дотоле — «беспорочное зачатие» и «непогрешимость Папы». Наша же. вина в чем тут и во всех кривых путях Рима, с тех пор, как гордость Пап отторгла его от единства с ним?»
Кроме того, Папа является и монархом государства, то есть обладает светской властью. Внутри Рима специально для Папы на месте казни и погребения святого апостола Петра организовано самое маленькое в мире автономное государство Ватикан. Оно состоит из базилики Святого Петра и дворцового комплекса Ватиканского собора — резиденции Папы. На территории Ватикана Папа обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и юридической власти. Он управляет государством при помощи правительства. Независимость Ватикана гарантируется перед лицом любой власти Рима и современной Италии.
Папа является Первосвященником Вселенской Церкви, состоящей, в свою очередь, из партикулярных церквей, каждая из которых представляет собой сообщество католиков на той или иной территории (целой страны или административного округа государства). Они называются епархиями там, где католичество является основной государственной религией, или апостольскими ад министра турами, в тех странах, где католичество не является традиционной религией. Самая большая в мире администратура Вселенской Церкви объединяет всю азиатскую часть России. Католический епископ, стоящий во главе католиков европейской части России, имеет резиденцию в Москве. Он не может называться епископом Московским, так как этот титул принадлежит православному Патриарху Московскому и всея Руси, поэтому католический епископ европейской территории России называется апостольским администратором для католиков латинского обряда европейской части России.
Следует особо отметить, что из всех христианских конфессий только в католичестве религиозные власти по своему влиянию конкурировали со светскими, а Папа даже контролировал светскую власть на обширных территориях.
Католические приходы партикулярных церквей управляются священниками, которые могут иметь одного или нескольких помощников (викариев). Кюре в приходе руководит пастырским советом, состоящим из приходского духовенства и избранных представителей от мирян. Необходимо отметить, что католические священники в Латинской Церкви дают обет безбрачия, т. е. являются монахами. Но на Восточные Католические Церкви, которые впитали в себя традиционные основы вероисповедания Восточной Православной Церкви и вынуждены учитывать устоявшиеся нравственные нормы населения территорий, это требование не распространяется.
Католические святые
Так же как и в православии, в католичестве почитаются святые как заступники за людей перед Богом. В католичестве почитаются как общие христианские святые — в основном, святые апостолы и раннехристианские мученики за веру, так и собственно католические святые. Католической Церковью в ранг святых возведены как признанные отцы католического вероучения (святой Августин, святой Лев Великий, святой Бенедикт Нурсийский, святой Франциск Ассизский, святой Фома Аквинский, святая Екатерина Сиенская), так и защитники-покровители городов (святая Женевьева, святой Герман Парижский) и основатели орденов (святой Доминик, святой Игнатий Лойола, святая Бригитта, святая Колетта).
Католический храм
Основным местом католического богослужения, так же как в православии, является храм. Католические храмы имеют в разных странах разные названия. В России, где изначально католичество было распространено среди поляков, католический храм принято называть костелом. Кроме различных названий в католичестве существует множество форм храма. Остановимся на основных элементах внутреннего устройства католического храма.
Пространство католического храма разделено на две части: для прихожан и для духовенства, совершающего богослужение. Место для духовенства называется пресвитерией. Здесь находятся самые священные элементы храма — алтарь и дарохранительница.
Алтарь в католическом храме представляет собой накрытый покрывалом стол с богослужебной утварью и книгами, соответствующий престолу православного храма. Алтарь находится на возвышении за небольшой перегородкой, но не отделен от верующих иконостасом или сплошной стеной.
При богослужении алтарь оказывается между священником и прихожанами, то есть повторяется евангельская Тайная Вечеря, когда Христос с учениками собирались вокруг стола. За священником у стены храма находятся на возвышении запрестольная икона, семисвечник и запрестольный крест.
Дарохранительница, как и в православном храме, представляет собой шкафчик с частицей Тела Христова в виде специального хлеба, На ней постоянно горит лампадка в знак присутствия Святого Духа.
Основное пространство католического храма предназначено для прихожан, в нем расставлены стулья или скамейки. В отличие от православного богослужения, которое совершается стоя, католики большую часть службы совершают сидя, хотя в определенные моменты они тоже стоят, и даже опускаются на колени.
Отличительной чертой внутреннего убранства католического храма являются специальные помещения для исповеди. Наглухо закрытое от внешнего мира и отгороженное непроницаемой решеткой от священника помещение исповедальни помогает исповедуемому ощутить, что он исповедуется непосредственно Богу, а не священнику. Кроме того, это служит и дополнительной гарантией тайны исповеди.
Католическая Церковь, так же как и Православная, признает догмат об иконопочитании, но в католичестве поклоняются священному изображению как таковому, а не иконе. Икона как таковая не считается чудотворной и освященной силой изображенного на ней святого. Это основано на составленных в 790-794 годах по инициативе франкийского короля Карла Великого Каролингских книгах, в которых провозглашалось, что иконы не могут быть приравнены к Священному Писанию и по своему значению даже не сравнимы с ним. Они могут создаваться и использоваться лишь для украшения храмов, для вдохновления верующих и для просветительских целей в качестве иллюстраций библейских событий. Согласно этому канонизация иконографических образов была признана неактуальной и художники Западной Европы могли давать собственную интерпретацию библейским сюжетам и образам. Постепенно религиозная живопись католичества все дальше отходила от собственно иконописи и превратилась в картины на религиозные темы. Европейские художники, преследуя цель добиться достоверности и убедительности изображаемого, использовали все достижения светской живописи и законы черчения, например линейную перспективу, когда смотрящий на изображение становится центром и все линии отходят от него.
Католические храмы украшаются живописными изображениями, мозаиками и скульптурой, витражами и рельефами. В большинстве храмов можно увидеть изображения Христа. Богоматери и святых. Особенно почитается в каждом католическом храме изображение Распятого Христа. В католическом храме вдоль стены расположен так называемый Крестный путь — 14 картин, изображающих этапы Крестных страданий Иисуса Христа. Считается, что, проходя вдоль стены, прихожанин духовно участвует в страданиях Иисуса и глубже понимает безграничность Его любви к людям.
Католическое богослужение
Католическая Церковь всегда особо заботилась о красоте богослужения. Главным богослужением латинского обряда является месса, которая по смыслу и основным структурным элементам соответствует Божественной литургии Православной Церкви.
Как уже отмечалось выше, основную часть мессы прихожане слушают сидя, но в отдельных местах они встают и поют вместе со священником молитвы по специальным молитвенникам, также существуют специальные места мессы, во время которых прихожане молятся стоя на коленях.
В католичестве существуют две благочестивые традиции, не встречающиеся больше ни в одном христианском направлении. Это поклонение Святым Дарам и почитание Святого Сердца. Поклонение Святым Дарам — это обычай молиться во время мессы на коленях перед Телом Христовым, которое выставлено либо в открытой дарохранительнице, либо на алтаре в специальном сосуде из стекла в обрамлении золотых или серебряных лучей. Почитание Святого Сердца — это особое праздничное богослужение в честь Сердца Христова, поскольку в Библии Сердце признается местом, где Бог обитает в человеке. Пронзенное на Кресте Тело Христово открывает бесконечность любви Бога к людям.
Важным элементом католического богослужения является музыка. Несколько веков назад пение верующих стало сопровождаться органной музыкой, в настоящее время органная музыка зачастую заменяет пение. Кроме органа, в католических храмах используются и другие музыкальные инструменты, и даже целые симфонические оркестры. Для того чтобы сделать мессу более понятной для молодежи, на молодежных богослужениях разрешается пение под гитару в самых популярных музыкальных стилях.
Таинства Католической Церкви
Католическая Церковь признает те же семь таинств, что и Православная Церковь: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, елеосвящение, священство и брак.
В основном эти таинства понимаются Католической и Православной Церквями одинаково, однако существуют небольшие отличия в понимании отдельных сторон таинств. Имеются различия и во внешних формах, а также церковно-правовых предписаниях порядка совершения отдельных таинств. Остановимся на них подробнее.
1. Крещение.
Католическая Церковь так же, как и Православная, рекомендует родителям крестить своих детей в течение первого года жизни. Крещение осуществляется по вере родителей, на которых ложится ответственность за дальнейшее воспитание ребенка в христианской вере. Поэтому католический священник может отложить крещение здорового ребенка, если сочтет, что родители не готовы в полной мере воспитать ребенка в христианских традициях.
Взрослых, желающих добровольно принять крещение, в Православной Церкви окрестят сразу, а в Католической Церкви им необходимо пройти подготовку к крещению, во время которой они должны изучить основы католической веры и убедиться в серьезности своего намерения принять католичество. Сроки подготовки различны в разных поместных церквях. В России установлен одногодичный срок подготовки. Во время подготовки существуют определенные ритуалы испытаний, когда кандидат перед священником и общиной подтверждает свою готовность стать католиком.
У католиков таинство крещения, в отличие от Православной Церкви, осуществляется не троекратным погружением крещаемого в воду, а троекратным возлиянием воды на его голову.
 
2. Миропомазание (конфирмация).
Через это таинство так же, как и в Православной Церкви, христианин укрепляется силой Святого Духа, обретая Его благодатные Дары через помазание елеем. Но если в Православной Церкви это таинство совершается сразу после завершения таинства крещения, как бы усиливая его силу, то Католическая Церковь откладывает время совершения этого таинства на время, когда христианин сознательно принимает католичество (в России — не рань­ше 15 лет).
3. Причащение (евхаристия).
Таинство причащения было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере. Причащение считается в Католической Церкви сосредоточием всей церковной жизни. В отличие от Православной Церкви, использующей для таинства причащения хлеб из заквашенного теста. Католическая Церковь использует только пресный хлеб. Это обстоятельство приводило в средние века Церкви к взаимным обвинениям в ереси, хотя и тот, и другой хлеб использовался в евхаристии раннехристианской единой Церкви.
Если в Православной Церкви разрешается причащать детей с младенческого возраста, сразу после крещения, то в католичестве ребенок может принимать участие в таинстве причастия только в том возрасте, когда он имеет представление о смысле происходящего священнодействия и понимает отличие между обычным хлебом и Телом Христовым. Обычно это возраст не младше семи лет. Первое причастие ребенка в католических семьях считается важным семейным праздником, а в приходах устраивают специальные торжественные богослужения первого причастия.
4. Покаяние.
В Католической Церкви таинство покаяния считается действенным лишь в случае искреннего раскаяния кающегося в своих проступках, твердого намерения впредь избегать всякого намеренного греха, а также в случае удовлетворения за грехи Богу (исполнение наложенного священником условного наказания) и ближнему (посильное возмещение причиненного ущерба).
Как уже отмечалось выше, для совершения таинства покаяния в католических храмах оборудованы специальные исповедальни.
С таинством покаяния в католичестве тесно связана практика предоставления кающемуся индульгенции (снятие Церковью с помощью накопленных в ней заслуг святых и Самого Христа с кающегося временной кары за грехи во время жизни или после смерти, которая не гарантируется только совершением таинства покаяния). В настоящее время индульгенции объявляются Папой в определенные дни и приурочиваются к церковным праздникам, получить их может любой желающий. А в ХУ-ХУ1 веках индульгенции давались на усмотрение Церкви, по сути дела, ими торговали, что стало основным толчком к реформации Западной Католической Церкви и зарождению протестантизма.
5. Елеосвящение.
Внешним знаком елеосвящения является, как и в православии, помазание больного освященным елеем (оливковым маслом).
Бытует ошибочное мнение, что Католическая Церковь разрешает принимать елеосвящение только один раз в жизни. Елеосвящение — таинство повторяющееся, хотя рекомендуется принимать его не больше одного раза за время болезни.
6. Священство.
Совершителем таинства священства может быть только епископ. Рукоположение в епископа обычно совершают несколько епископов.
Вопреки распространенному мнению католики не рассматривают Папство как особую благодать священства, а избрание Папы — как таинство, ибо по благодати Папа равен всем другим епископам Церкви.
7. Брак.
В Католической Церкви особенностью, отличающей таинство брака от всех остальных таинств, является то, что его совершают сами жених и невеста, которые перед лицом свидетелей заключают супружеское соглашение, давая друг другу обеты. Священник лишь присутствует при заключении брака как главный свидетель, благословляя брачный союз. Следуя заповеди Христа «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает», католичество не допускает возможности расторжения браков, кроме случаев, когда брак признается недействительным (если в брак вступил уже женатый человек или человек, принявший монашество, если брак был совершен по принуждению и т. д.). Вопрос о действительности брака в этих случаях рассматривается специальными церковными трибуналами. Нерасторжимость брака исключает возможность повторного вступления в брак, но допускается возможность развода в тех случаях, когда совместная жизнь признается невозможной.
Обряды Католической Церкви
Обряды Католической Церкви сходны с обрядами Православной Церкви. К ним относятся освящение храмов, жилищ, христианское погребение и иные заупокойные ритуалы и т. д.
Подводя итог всему вышесказанному о католичестве, необходимо отметить, что существует очень много общего в основах Православной и Католической Церквей. Поэтому неслучайно с 1965 года после II Ватиканского Собора Католическая Церковь стала говорить о Православных Церквях как о «Сестрах-церквях», провозглашая тем самым общность и близость основных положений христианского учения католичества и православия.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015