Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Гуманитарные науки :: Основы и ценности православия
Русская Православная Церковь в период становления централизованного Московского государства (XIV-XVI
После монгола - татарского опустошения Киевской Руси немногие оставшиеся в живых жители некогда одного из богатейших городов Европы стали уходить на северо-восток.
Власть великого князя в это время ослабла, усилились сепаратизм и раздробленность отдельных княжеств. Фактически уже с середины 80-х годов XII столетия титул великого князя перемещается из Киева в Северо-Восточную Русь, где в то время самым сильным было Владимиро-Суздальское княжество, куда, «не стерпев насилия татарского», вместе с населением в 1299 году уехал из Киева митрополит Максим.
В этих условиях неизмеримо возросло значение и роль Русской Православной Церкви, фактически оставшейся на Руси единственной организацией, с авторитетом и властью которой считались как русские князья, так и завоеватели. Монгольские ханы с самого начала старались получить в лице Церкви могущественного союзника. Еще в 1263 году в Сарае, столице Золотой Орды, было разрешено учредить особую епископскую кафедру. Церковь была освобождена от уплаты дани, а ее владения были объявлены неприкосновенными.
Ордынские ханы в XIV веке, продолжая свою политику «разделяй и властвуй», целью которой было помешать объединению Русских земель, даровали титул великого князя сразу нескольким правителям. В результате на Руси возникло пять великих княжеств — Тверское, Московское, Рязанское, Смоленское и Нижегородское, что значительно ослабило позиции Владимире-Суздальского княжества к началу XIV века.;
В это время решается главный вопрос, определивший дальнейшую судьбу нашего Отечества, — кто займет великокняжеский стол. Проблема была в том, что к концу XIII века на роль главных политических центров Северо-Восточной Руси выдвигаются Тверское княжество, где в то время располагалась кафедра митрополита Русской Православной Церкви, и Московское княжество. Таким образом, князья Твери и набиравшей силу Москвы были основными претендентами на получение в Золотой Орде права занять великокняжеский стол.
В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против монголо-татар, которое было жестоко подавлено. Войска Золотой Орды устроили страшный разгром Тверской земли. В Московском же княжестве монголо-татарское войско не сожгло ни одного города или населенного пункта. В летописях по этому поводу писали, что за Московское княжество и Москву «заступил» «человеколюбивый Бог». Божиим заступничеством за Москву этот факт объясняет и Никоновская летопись: «Точию соблюде и заступи Господь Бог князя Ивана Да-ниловичя, и его град Москву и всю его опгчину от пленения и кровопролития татарского».
И это не случайно. Князь Иван Данилович сумел наладить добрые и плодотворные отношения с Русской Православной Церковью. Именно по этой причине в Москву из Владимира в 1308 году переезжает митрополит Петр, у которого не сложились отношения с Тверским великим князем Михаилом, желавшим видеть митрополитом своего кандидата.;
По преданию, митрополит Петр сказал Ивану Даниловичу: «А если послушаешь и храм Пресвятой Богородицы воздвигнешь в своем граде, и сам прославишься больше других князей, и сыновья и внуки твои, город твои славен будет по всей Руси, и святые будут жить в нем, прославится Бог в нем». Послушав митрополита, Иван Данилович заложил первый в Москве каменный собор — церковь Успения Богородицы.
Своими пророческими словами митрополит Петр предсказал судьбу Москвы как преемницы двух русских духовных столиц — Киева и Владимира, напомнив князю, что святой равноапостольный князь Владимир свой первый храм посвятил Богоматери (знаменитая Десятинная церковь) и что Успенский собор был главным храмом и в другой русской духовной столице Руси — Владимире.
Таким образом, без веры в богоизбранность Москвы никогда не понять, почему именно Московское княжество впоследствии объединило вокруг себя все Русские земли.
Хотя Москва стала местом кафедры русских митрополитов, сама же митрополия продолжала именоваться не Московской, а Киевской. Тем не менее пребывание митрополита в Москве способствовало восприятию города как главного центра объединения всей Русской земли.
Святитель Петр прожил в Москве совсем недолго (умер в ночь с 20 на 21 декабря 1326 года) и был канонизирован в 1339 году при митрополите Феогносте.
К исходу первой четверти XIV века Москва значительно усилилась. Митрополит-грек Феогност всецело поддерживал Московского князя в его борьбе за единство Русского государства. Когда митрополит узнал, что Тверской князь нашел убежище в Пскове, то отлучил его и весь город от Церкви, запретив там богослужение. Для верующего человека отлучение от Церкви является одним из самых суровых наказаний, поэтому Тверскому князю Александру Михайловичу пришлось бежать в Литву, Митрополит Феогност стал также на сторону Московского князя, когда у него возникли серьезные разногласия с Новгородом. Митрополит Феогност сам отправился в Новгород и, как пишет летопись, «и тяжек быстъ приход его владыце». Все летописи этого времени говорят о «тишине», наступившей по всей Руси, земли которой в течение нескольких десятилетий спасал от разорения умелый дипломат князь Иван Данилович.
Весной 1353 года во время «морового поветрия» умирает митрополит Феогност, с деятельностью которого связано дальнейшее укрепление авторитета Русской Православной Церкви и союза ее с Московским великим княжеством.
К концу первой половины XIV века нарастает угроза завоевания русских княжеств Литвой, которая, захватив русские земли до Днепра, повела наступление на Смоленск и Псков. Таким образом, Литва становится серьезным соперником Московского княжества в борьбе за лидерство в объединении русских земель.
В такой сложной международной обстановке, сложившейся вокруг Москвы, и как бы в противовес ей во всех русских княжествах нарастает стремление русского народа к духовной и политической консолидации вокруг Московского княжества.)
Являясь фактически руководителем московского правительства, митрополит Алексий воспитал Дмитрия Ивановича смелым воином и мудрым политиком. Лично посетив Золотую Орду, митрополит Алексий получил там подтверждение всех привилегий Церкви, полученных еще при митрополите Петре, отстоял право московских князей на великокняжеский престол и был отпущен ханом «с великой честью».
Своими решительными действиями митрополит Алексий усмирял и мирил враждующих с Москвой князей. Он отлучил от Церкви Тверского князя Михаила Александровича и его союзника Смоленского князя Святослава, послал в Нижний Новгород для переговоров с его князьями Преподобного Сергия Радонежского. В Нижнем Новгороде Сергий Радонежский, имеющий огромный авторитет среди всех слоев населения, склонил князей к союзу с Москвой.
Важное значение в установлении духовного единства Руси митрополит Алексий придавал учреждению и распространению общежительных монастырей. В 1353 году он предложил инокам Троицкого монастыря, основателем которого был Преподобный Сергий Радонежский, принять общежительный устав. Как показала дальнейшая история России, митрополит Алексий оказался прав. Монастыри стали центрами христианского благочестия, а устроенные еще и как крепости выполняли военно-оборонительные функции. Впоследствии вся духовно-политическая жизнь Русского государства во многом строилась вокруг этих вновь основанных монастырей.
В это время усложнились отношения Русской Православной Церкви, ориентированной на Москву, с Константинополем, который начал проводить политику разделения русской митрополии на части. Причина этого была в том, что усиливающаяся связь Киевского митрополита с Москвой вызывала" к нему сильную неприязнь в Литве и Польше, православные епархии, которых находились в юрисдикции Киевской митрополии. В 1371 году, несмотря на свои уверения в необходимости сохранения единства Киевской митрополии, Константинопольский Патриарх Филофей уступил просьбам польского короля и дал городу Галичу особого митрополита — Антония. Патриарх Филофей также в ответ на неоднократные настойчивые просьбы литовского князя Ольгерда в 1376 года в Киев, Литву, Смоленск, Тверь и Нижний Новгород поставил митрополитом серба Киприана.
Митрополит Алексий хорошо понимал, что в тех исторических условиях объединить все русские земли в пределах разгромленной монголо-татарами Киевской Руси задача нереальная, поэтому он не особенно препятствовал решению Константинополя о назначении на Русь второго, а затем и третьего митрополита. Все свои силы в это время он отдавал подготовке будущей победы на Куликовом поле. Он собирал в кулак северорусские земли, которые должны были, по замыслу митрополита Алексия, стать той силой, которая добьется полного освобождения Русской земли от власти Золотой Орды.
Трудами святителя Алексия, канонизированного Русской Православной Церковью в 1484 году, и благодаря государственному и полководческому таланту Московского князя Дмитрия Ивановича, которого за победу 8 сентября 1380 года в битве на Куликовом поле над ордынским войском под командованием Мамая народ назвал Донским, был нанесен первый удар по могуществу Золотой Орды.
О героях Куликовской битвы рассказано в материалах специальной хрестоматии.
После победы русских войск на Куликовом поле Золотая Орда уже не представляла прежней угрозы для русского государства, поэтому, начиная с митрополита Киприана, митрополиты перестали ездить за ханскими ярлыками. Для занятия кафедры митрополита кандидату нужен был теперь не ханский ярлык, а грамота своего великого князя, В 1404 году митрополит Киприан получил такую грамоту от великого князя Василия Дмитриевича.
Нужно отметить, что княжеская грамота содержала в себе некоторые ограничения прежних гражданских прав Церкви, которые определяли ханские ярлыки. Например, митрополит больше не имел права ставить в священники или дьяконы служилых людей и подданных великого князя. Также, несмотря на то, что церковные люди были подчинены только митрополиту, в тех случаях, когда они судились с мирянами, назначался общий митрополичий и княжий суд. Кроме того, если на церковных людей великому князю поступала челобитная, только он и принимал решения о наказании.
Таким образом, уже по-новому выстраиваются отношения между Русской Православной Церковью и государством, Впервые за всю историю Церкви великий князь принимает непосредственное участие в вопросах внутреннего управления митрополией.
Годы до прихода к власти в Москве (1425 г.) великого князя Василия II Васильевича были временем"жестокой войны между потомками Дмитрия Донского. К сожалению, с приходом митрополита Киприана — преемника святителя Алексия, ориентированного Константинополем на Литву, московские князья лишаются прежней поддержки Русской Церкви) И это было не случайно. После сожжения войсками хана Тохтамыша Москвы в 1399 году, Тохтэмыш, как сообщает Никоновская летопись, заключил с Литовским князем Витовтом договор, по которому Литва при поддержке Золотой Орды должна будет владеть «всеми великими княжениями Русскими».
Византийская империя и Константинопольский Патриархат постоянно нуждались в материальной поддержке из русских земель, поэтому после заключенного союза Золотой Орды с Литвой Византия стала считать поддержку Литвы гарантом сохранения своего влияния в будущем на Русскую Православную Церковь. Но этим планам и надеждам врагов не дано было осуществиться.
Этому помешало событие, имевшее глобальное значение для всей мировой истории.
Таким событием стал в 1439 году Ферраро-Флорентийский Собор, на котором была заключена Флорентийская уния. Константинополь, которому была нужна помощь Запада в борьбе с турками, захватившими к тому времени большую часть Византии, согласился по условиям подписанной унии принять католические догматы о филиокве, чистилище и главенстве „Римесс их Пап. На этом Соборе присутствовал и подписал унию от имени Русской Православной Церкви ее глава митрополит-грек Исидор, Назначенный на эту должность Константинополем в 1436 году, он уже в сентябре 1437 года выехал из Москвы для участия в Ферраро-Флорентийском Соборе и, подписав унию, вернулся на Русь только в 1441 году.
Все русское духовенство и великий князь Василий II отказались принять Флорентийскую унию. Митрополит Исидор после возвращения из Италии был сразу же взят под стражу и сослан в Чудов монастырь.
Иерусалимский Собор Православной Церкви в 1443 году предал унию проклятию В 1448 году в Москве состоялся Собор епископов, который в соответствии с древними русскими традициями и без согласования с Константинополем избрал Митрополитом Киевским и всея Руси Иону. Святитель Иона (канонизирован в 1472 году) стал одним из самых почитаемых святых на Руси. Похоронен он в Успенском соборе в Кремле).
Когда в 1459 году пала Византия, все русские летописи посвятили этому событию только несколько строк. Для русских православных людей все было ясно — предав веру, Византия была просто обречена на поражение.
С падением Византийской империи и независимости Русской Православной Церкви от Константинопольского Патриархата в сознании русских людей Москва стала представляться единственной преемницей погибшего православного царства.
Возникла идея о Москве как Третьем Риме, которая отразилась во многих русских письменных памятниках ХIV-ХV вв. Впоследствии идея «Москва — Третий Рим» была подкреплена браком Ивана III с Зоей Палеолог — племянницей последнего византийского императора Константина XI, убитого турками.
вине XV столетия подготовила Русь к еще одному важнейшему событию в ее истории, когда она должна была наконец-то встать с колен и сбросить окончательно ненавистную власть Золотой Орды. Это случилось осенью 1480 года во время знаменитого стояния на Угре.
XV век, ставший столь значительным в русской истории, готовил для русского народа еще одно испытание его духовной крепости и веры, но уже религиозно-мистического свойства. 31 августа 1492 года (новый год начинался тогда с 1 сентября) кончалось седьмое тысячелетие со дня сотворения мира. В соответствии со многими пророчествами восьмое тысячелетие должно было ознаменоваться воцарением Антихриста, поэтому даже пасхальные службы в Русской Православной Церкви были расписаны только до этой даты. Православные люди стали готовиться к скорому и неизбежному Страшному Суду.
Русскому обществу вместе с Русской Православной Церковью нужно было переосмыслить эту важнейшую составляющую эсхатологического христианского учения. Богословские авторитеты того времени: Новгородский епископ Геннадий, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий и др. — в своих трудах и проповедях четко изложили новое православное понимание конца мира. В своих работах и проповедях они приводили убедительные доводы о непостижимости Божественного Промысла, говоря, что «в Евангелии не сказано, когда будет конец света», и приводя слова Григория Богослова о том, что «нужно ждать конца света всякий час».
С этого периода в связи с несбывшимися пророчествами о конце мира в Русской Православной Церкви началась напряженная духовная и богословская работа по новому осмыслению роли Русского государства как единственной православной державы-хранительницы христианской веры.
Тогдашний Московский митрополит Зосима написал новые «Изложения пасхалий», в которых он одновременно пророчествовал о превращении Москвы в новый центр всемирного православия.
Поиск нового места Русского государства и русского народа стал главной темой в различных спорах о вере, о путях и возможностях спасения. Иосиф Волоцкий писал: «Ныне и в домех, ц на путех, на торжищех... все сомнят-ся, вси о вере пытают».
Не случайно, что именно в Х1У-ХУ веках мы наблюдаем начало расцвета русской святости, агиографии и иконописи. За этот период было создано литургических книг и написано икон в два раза больше, чем за предыдущий двухсотлетний период, прошедший после Святого Крещения.
Различные трактовки христианского вероучения были наиболее ярко выражены в трудах Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Последователи Иосифа Волоцкого, или, как их стали называть, иосифляне, защищали право монастырей владеть землей и крупной собственностью. В имущественных правах монастырей они видели залог их действенного общественного служения: помощь беднякам, голодающим, больным, выполнение просветительских задач, содействие устроению православного русского государства. Последователи Нила Сорского — нестяжатели, полагали, что монастыри должны кормиться только своим трудом, т. к. владение имуществом разлагало монашество и отвлекало иноков от духовного подвига.
Русская Православная Церковь совместно с государственной властью на своих Соборах неоднократно обсуждала и искала пути решения вопросов, поставленных участниками этого спора. Позиция Русской Православной Церкви на этих Соборах заключалась в том, что нельзя доводить до крайностей ни одну из идей, как иосифлян, так и нестяжателей. По мнению большинства представителей церковной и светской властей, доведенные до крайности установки вестяжателей обрекали Церковь, особенно монастыри, на бедность, а доведенные до крайности идеи иосифлян об обогащении в качестве самоцели Церкви обернутся в будущем «пресмыканием» ее перед государством. Победили в этом споре поддержанные государственной властью идеи иосифлян.
В 1533 году на московский престол вступил трехлетний Иван IV Васильевич, прозванный позднее Грозным. С именем Ивана Грозного (он прожил 54 года) связана ликвидация последних осколков Золотой Орды на Руси: присоединение Казанского и Астраханского ханств, а затем покорение Кучумова царства и самой Сибири.
16 января 1547 года великий князь Иван IV Васильевич принял царский титул. Московское великое княжество превратилось в Русское царство. С исторической точки зрения, став первым русским царем, он оказался приравненным к величайшим государям прошлого, настоящего и будущего. Иван Грозный исполнил долгожданную мечту, лелеемую в русском сознании после падения Константинополя. Современники этого события говорили: «Русское царство теперь стало полновластным наследником и Рима ветхого и Рима нового».
Венчание на царство, в процессе которого происходит помазание святым миром нового царя, наполнено для верующего человека глубочайшим религиозно-мистическим смыслом. Над обычным православным человеком помазание миром совершается только один раз при его Святом крещении. Над русским царем Святая Церковь совершает это таинство дважды, свидетельствуя этим о благодатном даровании ему способностей, необходимых для выполнения нелегких государственных обязанностей.
В 1551 году (23 февраля) в царских палатах в торжественной обстановке собрался Церковный Собор, названный впоследствии Стоглавым Собором по числу глав принятого им постановления. На этом Соборе помимо Митрополита Макария, архиепископов, епископов, игуменов присутствовали царь, бояре и думные дьяки. Постановлением Собора были определены меры по регламентации внутрицерковной жизни, в которой закреплялась «церковная старина» в области обрядности и догматики, сложившихся в Русской Православной Церкви на протяжении XI - первой половины XIV в., и утвержден 1 новый Судебник.
На Соборе по предложению царя был рассмотрен вопрос о необходимости развития книгопечатания, т. к. «писцы пишут с неправильных переводов, а, написав, не правят же... и по тем книгам в церквах Божних чтут, и поют, и пишут с них». В Москве в скором времени была создана типография, в которой первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец в 1564 году напечатали первую русскую книгу — Апостол.
В начале правления Ивана Грозного были сформулированы не только
важнейшие целевые и смысловые установки развития Русского государства и русского народа, но и символические идеалы-образы, которым они должны соответствовать. Москва стала называться Новым Иерусалимом и Новым Сионом, и Россия — Новым Израилем.
Идея уподобления Москвы Новому Иерусалиму проникает и в архитектуру. Об ожидании Русью Божественного Замысла свидетельствует и рождение в это время нового архитектурного стиля в церковном каменном строительстве — шатрового. Примером может служить собор Василия Блаженного, который имел отдельный придел Входа Господня в Иерусалим.
XVI век стал временем собирания русской святости. Началось общецерковное прославление святых, которые до этого были только местночтимыми.
Практически все эти деяния совершались трудами одного из величайших церковных иерархов Русской Православной Церкви — Митрополита Московского Макария. Став Митрополитом в 1542 году, Макарий являлся в то же время и высшим официальным советником Ивна Грозного. Он составил первый в русской истории «Чин венчания на царство», по которому проходила церемония венчания Ивана IV Васильевича на царство. Митрополит Макарий считал самодержавие необходимым оплотом православия в государстве, и царь всегда с уважением относился к Макарию, называя его «отце-митрополите».
Митрополит Макарий имел огромное влияние на царя и умел своим пастырским словом сдерживать своеволие и гордыню Ивана Грозного. И не случайно опричнину Иван Грозный учредил только после смерти Митрополита, как бы вырвавшись из-под его благодатной опеки.
Ярчайшим примером сопротивления злу, которое приносила опричнина стране, служила позиция Митрополита Филиппа. Став Московским Митрополитом всея Руси в 1566 году, он сразу же потребовал от царя Ивана Грозного ликвидировать опричнину. Поняв, что царь не собирается выполнить его требование, Митрополит Филипп перешел к открытым выступлениям против политики царя и в своих проповедях говорил об этом в резких выражениях. По указанию царя во время одной из таких проповедей опричники выволокли митрополита из церкви, сорвав с него одежды и облачение. Митрополит сначала был сослан в монастырь под город Тверь, а затем по приказу царя был убит. По преданию, его лично задушил главный палач царя Малюта Скуратов.
18 марта 1584 года царь Иван IV Васильевич умер, и на престол взошел Федор Иванович, его третий сын от первого брака с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой.
Важнейшим событием царствования Федора Ивановича стало установление Патриаршества в России. Значительную роль в этом сыграл будущий царь Борис Годунов', под давлением которого Константинопольский Патриарх Иеремия, приехавший в Москву за получением от Москвы денежных субсидий, 8 января 1589 года торжественно поставил в Патриархи Московские и всея Руси тогдашнего Митрополита Иова. В мае 1590 года Собор в Константинополе при участии Антиохийского и Иерусалимского Патриархов и других иерархов Православных Церквей, утвердил Московского Митрополита Иова Патриархом всея Руси.
Учреждение Патриаршества не привело к каким-либо существенным изменениям в правах русского Первосвятителя. Общий иерархический строй Русской Православной Церкви остался прежним, каким он был при митрополитах. Главным стало то обстоятельство, что русский Первосвятитель, став Патриархом, сравнялся по своей самостоятельности и иерархической чести с другими православными Патриархами и стал выше Киевского митрополита (Киев тогда не входил в состав Московского государства). Архиепископии были возведены в достоинство митрополий (Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая); 6 епископов стали архиепископами, учреждено 8 новых епископских кафедр. Прежние богослужебные преимущества Первосвятите-ля — белый клобук и саккос (с 1675 г.) — перешли ко всем митрополитам нового Патриархата. Патриарх всея Руси стал отличаться от митрополитов крестом на митре и на клобуке, бархатной цветной мантией с образами на скрижалях, саккосом с нашивной епитрахилью, несением во время богослужения перед ним креста и свечей. Только Патриарх во время богослужения облачался посреди церкви, только он садился на горнее место и причащался сам (остальные архиереи принимали причастие из рук Патриарха).
Так, в течение шести веков после Святого Крещения трудами великих Киевских и Московских князей, первых русских царей, самой Русской Православной Церкви и при участии священнослужителей и всех православных русских людей Московское государство превратилось в самостоятельную державу как в политическом, так и в церковном отношениях.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015