Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Гуманитарные науки :: Основы и ценности православия
Русская Православная Церковь и культовые новообразования
В этом параграфе мы рассмотрим отношение Русской Православной Церкви к различным сектантским движениям, вышедшим из протестантства, благодаря допускаемой им свободной трактовки Библии. Речь пойдет только о протестантских деноминациях евангельского движения, имевших место в Российской империи, а также имеющих распространение в современной России, основной культурообразующей религией которой исторически является православие.
Необходимо отметить, что в России до XIX века о протестантстве знали мало, так как Русская Православная Церковь не допускала распространения искаженных евангелистских толкований на своей исторической территории. Сохранились сведения о небольшой группе молокан, которую организовал в Тамбове Семен Уклеин. Он активно выступал против официальной Церкви и категорически отрицал участие человека в любых военных действиях, им также категорически отрицалось крещение детей. В ответ на появление этого движения в православном сознании зародилась и стала популярной дошедшая до нашего времени поговорка «Тамбовский волк тебе товарищ!».
В начале XIX века благодаря протекции князя А. Н. Голицына, занимавшего пост министра народного просвещения и духовных дел, а также при непосредственной поддержке императора Александра I в России обосновался немецкий пиетизм. Энергичные проповедники распространяли среди дворян весть о ценности личного «внецерковного» обращения. Пиетистскую литературу переводили массово на русский язык и распространяли среди всех слоев населения. Пиетисты были активными сторонниками обучения грамоте русского населения через чтение Священного Писания, для чего они призывали перевести Библию с церковнославянского на русский язык. При этом они игнорировали тот факт, что Русской Православной Церковью уже в 1816 г. была издана первая полная славянская Библия, выдержавшая в течение семи лет 15 изданий.
Пиетисткие лидеры организовали Российское библейское общество, которое осуществило перевод на русский язык сначала Евангелия (опубликовано в 1823 году), а затем и всей Библии (опубликована в 1876 году). Надо отдать должное Православной Церкви, что сначала ей удалось создать неблагоприятную обстановку для распространения русских переводов Священного Писания, выполненных Библейским обществом. До 1860-х годов книгоноши (распространители) Библейского общества вынуждены были ходить по деревням под видом коробейников, так как за ними охотилась полиция, а за проповедь среди православных им грозил арест. Однако в конце 1860-х годов они уже могли продавать крестьянам свою продукцию открыто.
20 августа 1867 года произошло событие, положившее начало одному из самых массовых протестантских движений России — баптизму. В этот день литовский немец Мартин Кальвейт тайно крестил в реке Куре Никиту Воронина, давнего приверженца молоканского течения. Примерно в это же время на Украине, в деревне Софьевка, принял крещение от меннонитов соседней немецкой деревни Петр Лысенко, который основал протестантское движение штундистов. Штундисты первоначально не хотели порывать с православием, но их стали преследовать в Российской империи как сектантов и, в конце концов, заставили отделиться от Русской Православной Церкви. В 1869 г. лидер немецких баптистов Онкен посетил украинские общины штундистов и уговорил их принять баптизм.
В 1879 г. общая «баптистская секта» была узаконена, но впоследствии по решению обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева это постановление стало касаться только выходцев из Европы и не распространялось на украинских и русских «местных» баптистов, Б паспорта наиболее активных сектантов ставилась пометка «штундист», с которой не брали ни на какую работу и не разрешали надолго поселяться ни в одном поселении на территории Российской империи.
Необходимо отметить еще одно течение евангелизма в России, положившее начало Всероссийскому союзу евангельских христиан. Оно было связано с приездом в 1874 году в Санкт-Петербург английского проповедника лорда Редстока, который провел в самых известных аристократических домах несколько вечеров по изучению Библии, сопровождавшихся проповедью и диспутами. Несмотря на то, что власти очень быстро выдворили лорда из страны за проповедь среди православных, он успел обрести сторонников своего учения среди дворянства. И уже в 1909 году И. С. Проханов объединил евангелистов, баптистов и штундистов во Всероссийский союз евангельских христиан, который не требовал от своих членов соблюдения единства в вероучениях.
После принятия в 1905 году законодательных актов, разрешающих отходить от православной веры и присоединяться к любому вероисповеданию, на Конгрессе Союза евангельских христиан 1910 года под председательством И. С. Проханова было принято решение организовать хотя бы одну общину в каждой из 70 губерний Российской империи.
В ответ на это решением Святейшего Синода 4 октября 1910 года был издан циркуляр о правилах проведения сектантских собраний, которым устанавливалось право проведения только регулярных собраний. В случае необходимости проведения дополнительного собрания предписывалось уведомлять власти за 2 недели для получения специального разрешения. Этим же циркуляром запрещалась евангелизация, обучение несовершеннолетних, проведение специальных собраний для чтения и обсуждения Священного Писания. На каждом молитвенном собрании должен был присутствовать полицейский, чтобы следить за неукоснительным соблюдением предписаний циркуляра. В годы Первой мировой войны евангелисты, которые на государственном уровне прямо назывались сектантами, считались потенциальными предателями, так как они проповедовали вражескую веру и отказывались воевать за Родину из-за пацифистских убеждений.
После Февральской революции 1917 года И. С. Проханов организовал христианско-демократическую партию « Воскресение »,
Декрет об отделении Церкви от государства, принятый Советским правительством в 1918 году уравнял Русскую Православную Церковь в правах с другими конфессиями. Кроме того, в пункте 3 этого Декрета провозглашалось право каждого гражданина на свободное вероисповедание любой религии. Советское правительство первоначально очень благосклонно относилось к евангелическим сектантам, так как им необходимы были союзники по замене в умах русского народа идеалов православной веры на идею христианского социализма. В 1920-е годы появилось немало евангелических коммун в разных частях страны. Кроме того, евангелисты активно рассылали своих проповедников во все концы России. Согласно статистическим данным, евангельское движение, насчитывавшее до 1917 года около 150 тыс. членов, увеличило свои ряды к 1929 году до 500 тыс, членов.
Однако когда в 1923 году евангелисты попробовали воспользоваться Декретом 1919 года об альтернативной военной службе по религиозным убеждениям, руководителей евангелистов арестовали за антимилитаристскую установку.
В апреле 1929 года ВЦИК принял новый закон о религиозных культах, согласно которому был установлен жесткий контроль за деятельностью всех религиозных объединений. Статья 17 этого закона запрещала создавать любые общины по вере. Баптистские союзы были временно ликвидированы. В 1930 году в Ленинграде и Москве действовали по одной баптисткой церкви, все остальные здания баптистов были конфискованы, а священники арестованы. В 1936 году конфисковали оставшиеся баптистские здания. К началу Второй мировой войны из руководителей Союза баптистов на воле оставались только двое — М. А. Орлов и А. Л. Андреев. В обмен на некоторую свободу, предоставленную по распоряжению Сталина всем религиозным организациям, М. А. Орлов организовал патриотическую встречу протестантов в Москве, призвавшую членов Церкви добровольно вступить в Красную Армию, а на оккупированных немцами территориях оказывать всемерную поддержку Советской власти. В октябре 1944 года был создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). С 1985 года евангельские протестанты оказались перед выбором: либо присоединиться к ВСЕХБ, либо покинуть Россию. После 1988 года власти прекратили государственное вмешательство в дела протестантских сект, я уже к 1990 году из состава ВСЕХБ вышли и в настоящее время самостоятельно действуют в России пятидесятники, адвентисты седьмого дня, церковь Христа, армия спасения.
Но особую опасность Русская Православная Церковь видит в распространении на территории России в последнее время секты свиде­тели Иеговы, которую относят к отдельной деноминации все три основные христианские конфессии. Для этой секты характерна вера в скорое наступление конца света я установление рая на земле, где будут вечно жить те, кого свидетели считают правильными людьми. Они уходят от мира со всеми его проблемами, поселяясь в замкнутых компактных поселениях, каждое из которых представляет собой «малое стадо благоразумных и верных рабов Иеговы». У свидетелей Иеговы нет официальной Церкви. Всего в современном мире насчитывается более 5 миллионов членов секты свидетели Иеговы. По статистическим данным на территории бывшего СССР в 1996 году проживало около 500 тысяч членов этого движения,
Секты особенно опасны тем, что они представляют собой разновидность культов, которые всегда разрушительны по отношению к духовному, физическому и психическому состоянию личности, а также по отношению к культуре, вероисповеданию и обществу в целом.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015