Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Гуманитарные науки :: Основы и ценности православия
Русская Православная Церковь на рубеже XXI веков
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II так пишет о подвиге русской святости в XX веке: «Множество мучеников и мучениц, всех возрастов и сословий, принесших свою жизнь в жертву Христу Богу, стали свидетельством господства духа над плотью и тлением, стали явлением расцвета христианской идеи и жизни, стали фактом непобедимости христианского терпения и мужества».
В этих словах Патриарха мы находим подтверждение того, что русский человек жил и продолжает жить не только по десяти ветхозаветным заповедям, но и стремился и стремится всегда соответствовать еще и Заповедям Блаженства, которые принес людям Спаситель. Христос даровал нам «новую заповедь»: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга... Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 13: 34; 15: 13).
Именно этим можно объяснить, что православный человек, живя в атеистическом государстве, сам нашел путь духовного спасения, встав на защиту Отечества в минуты, грозящие ему уничтожением. Беззаветная защита своей Родины в годы войны в сознании русского человека соединила небесные и земные идеалы.
Уже начиная с 1980-х годов, во времена так называемой Перестройки, восстанавливается открытый диалог Русской Православной Церкви с государством. На государственном уровне в 1 988 году прошло торжественное празднование 1000-летия Святого Крещения Руси. Юбилейные мероприятия совпали по времени с глубоким всесторонним кризисом коммунистической идеологии. В жизни Русской Православной Церкви начались отрадные перемены. Она вышла за ограды храмов, становясь все более заметным фактором общественного развития страны.
Новый этап в истории Русской Православной Церкви начался с 1991 г. — года разделения СССР на ряд суверенных государств. Церкви удалось сохранить свою структуру и влияние на православные приходы в новых»; государствах, бывших прежде республиками в составе СССР.
Сегодня в XXI веке Русская Православная Церковь, выстроив с государством отношения на незыблемых принципах свободы совести и невмешательства государства во внутреннюю жизнь и деятельность Церкви, активно восстанавливает разрушенное, расширяя свою богослужебную деятельность.
На настоящий момент Русская Православная Церковь имеет 20 000 приходов в 132 епархиях, в том числе в двух экзархатах (Украинском и Белорусском), в которых совершают служение 154 архиерея.
Количество монастырей достигло 635, не считая 167 монастырских подворий и 45 скитов. Возрождены Троице-Сергиева и Александро-Невская лавры, а также знаменитые Оптина пустынь, Данилов, Донской и Новодевичий монастыри.
В общую сеть православных учебных заведений, которыми руководит учебный комитет при Священном Синоде, входят 5 духовных академий, 26 семинарий и 29 духовных училищ, а также 2 епархиальных женских духовных училища. Работает 28 иконописных школ. В настоящее время не только духовенство, но и миряне имеют возможность получить фундаментальное православное образование в Православном университете и Свято-Тихоновском богословском университете.
Возникло множество духовных учебных заведений, призванных распространять религиозное образование среди населения (воскресные школы при храмах, православные детские сады, православные школы, гимназии и лицеи).
Русская Православная Церковь существенно расширила свою издательскую деятельность. Если вначале Церковь осуществляла в основном репринтное переиздание нашего духовного наследия, то в последние годы начали осуществляться крупные издательские проекты. Уже вышло 8 томов тридцатитомной «Православной энциклопедии». Возрождены и православные средства массовой информации — газеты и журналы издаются практически в каждой епархии.
Повсеместным стало возрождение церковной благотворительности. Под патронажем Церкви находится ряд учреждений социального вспоможения и призрения. Здесь особенно большая роль принадлежит монастырям, при которых работают благотворительные столовые.
В 1995 году был создан Миссионерский отдел Московского Патриархата, который в новых условиях продолжил миссионерскую деятельность Церкви, прерванную почти на 80 лет советской властью. Новой формой миссионерской деятельности являются миссионерские поездки священников-преподавателей и студентов духовных учебных заведений. Такие миссионерские группы совершают крещение, исповедь, служат Божественные литургии. В тех местах, где не хватает храмов и священников, такие миссионерские поездки поистине животворны.
В последние годы Церковь проводит большую работу по духовному воспитанию военнослужащих. Для развития этой деятельности Церкви создан Синоидальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. С органами государственной власти Российской Федерации прорабатываются вопросы создания института военного духовенства, разрабатываются программы пастырской миссионерской работы в армии.
События на Северном Кавказе с новой силой показали, что вопрос о духовно-нравственном состоянии Российской армии как никогда актуален. Не давая забыть о славных делах наших предков, когда победа добывалась не только с помощью оружия, но и с помощью веры и молитвы, Церковь всеми возможными средствами помогает армии в ее нелегком воинском труде.
Отношения государства и Русской Православной Церкви находятся на такой высоте, что важнейшие церковные праздники, Рождество Христово и Пасха, стали государственными.
Государственный уровень приобрел и День славянской письменности и культуры, приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Его проведение является прекрасным подтверждением того, что дальнейшее развитие нашей культуры немыслимо без сохранения и опоры на ее православные истоки и без нашего духовного возрождения.
Еще одной приметой преображения в современной церковной жизни стало возрождение благочестивой традиции православного паломничества на Святую Землю, в Палестину, где «некогда Небо коснулось земли».
Знамением нового времени стало возрождение крестных ходов и колокольного звона. В советские времена крестные ходы и колокольный звон считались пропагандой религии, пережитками прошлого.
Первый крестный ход после 72-летнего перерыва был совершен 23 сентября 1990 года в Москве в День города. Тогда верующие прошли от Успенского собора Московского Кремля (в нем было разрешено провести патриаршее богослужение) до храма Большого Вознесения у Никитских ворот.
В 1991 году было совершено семидневное шествие с обретенными святыми мощами преподобного Серафима Саровского из Москвы в Дивеево, в 1999 году прошел многодневный крестный ход от Куликова поля до Оптиной пустыни.
Русская Православная Церковь имеет теперь свои подворья, представительства и миссии во многих странах. Среди них особое значение имеет Русская духовная миссия в Иерусалиме, 150-летие которой праздновалось в 1997 году. В 1992 году возрождено под своим историческим названием Императорское Православное Палестинское Общество.
Возрождением своей деятельности на Святой Земле Церковь обязана трудам выдающегося деятеля Русской Православной Церкви — митрополита Никодима (Ротов умер в 1978 г.).
Важным свидетельством развития церковной жизни стала активно развернутая в последнее десятилетие XX - начале XXI в. деятельность по прославлению православных подвижников, святителей, мучеников и исповедников веры. Она началась с канонизации на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году девяти святых: благоверного великого князя Московского Дмитрия Донского, святителя — Митрополита Московского и всея Руси Макария, епископов Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, преподобных Андрея Рублева, Максима Грека, Паисия Величковского и Амвросия Оптинского, а также блаженной Ксении Петербургской.
Синоидальной комиссии по канонизации святых были предоставлены архивы ФСБ, в которых хранились материалы на священнослужителей и мирян, отдавших во времена советской власти жизнь за веру Христову. Итоги этой работы были рассмотрены на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, приуроченном к 2000-летию Рождества Христова. Собор канонизировал целый сонм новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в XX веке.
Вершиной юбилейных торжеств стало освящение вновь построенного храма Христа Спасителя.
Историческим событием, значение которого трудно оценить, является предстоящее объединение Русской Православной Церкви с Русской Зарубежной Церковью, которая была создана священнослужителями и мирянами, вынужденными покинуть свою Родину в гражданскую войну и времена репрессий.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) принял решение о вступлении в каноническое общение с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Каноническое общение означает признание того, что РПЦЗ является частью Поместной исторической Русской Церкви, при этом сохраняя полное самоуправление.
Воссоединение двух сестер-Церквей поставит окончательную точку в истории гражданской войны.
Перед лицом глобальных вызовов современного мира Русская Православная Церковь все активнее участвует во встречах с духовными лидерами и представителями других религиозных конфессий.
На прошедшей 2-5 мая 2001 года в Вене международной конференции «Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей», организованной совместно Ватиканом и Московским Патриархатом, призыв Русской Православной Церкви о необходимости придания современной концепции прав человека нравственное измерение было поддержано Католической Церковью.
Председатель Папского совета по культуре кардинал Поль Пупар, выступая на конференции, заявил: «Иногда говорят, что концепция прав человека восходит к Великой Французской революции, но на самом деле это не так. Идея прав человека восходит к Евангелию, а нынешняя концепция прав человека — это, как сказал Честертон (английский писатель. — Ред.), заповеди Господни, измененные сумасшедшим. Это не свобода делать все, что угодно. Иначе маленький ребенок имел бы свободу залезть в шкаф, взять и умереть».
Русская Православная Церковь выступила организатором прошедшего с 3 по 5 июля 2006 года в Москве Всемирного саммита религиозных деятелей. Подробнее о его результатах вы можете узнать из интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, включенного в основную хрестоматию.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015