Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Гуманитарные науки :: Основы и ценности православия
Русская Православная Церковь в XX веке
К началу XX века Русская Православная Церковь продолжала плодотворно развиваться, представляя собой многочисленную и разветвленную организацию. Православие было самым массовым вероисповеданием в России. По данным первой всеобщей переписи населения 1897 г. численность право-1 славных составляла 87,3 млн. человек, или 69,5% населения страны. В 1905 году в России действовало 48 375 православных церквей, а численность белого духовенства составляла 103 437 человек. В стране действовало 267 мужских православных монастырей и пустынь, 208 женских монастырей и общин. Численность монашествующих составляла 20 199 человек.
В системе духовного образования действовали четыре духовные академии (Петербургская, Московская, Киевская и Казанская), 57 семинарий (19 348 учащихся), 184 мужских духовных училища.
Русская Православная Церковь располагала мощной полиграфической и издательской базой. Официальный печатный орган Священного Синода, еженедельник «Церковные ведомости», имел по тем временам значительный тираж — около 46 тысяч экземпляров.
Но Церковь не могла не замечать также, что либеральные и радикальные политические силы, выдвигая лозунг «Вся власть народу», готовили удар по традиционной России и ее основным устоям — православию, самодержавию и народности. Да, Церковь замечала это, но, очевидно, иерархи Церкви в значительной мере недооценили будущий размах революционного движения, считая революционное движение делом небольшого круга интеллигенции и молодых людей. Трудно в то время было кому-нибудь представить, что кузен императора, великий князь Кирилл Владимирович, в феврале 1917 года наденет красный бант и приведет свой Гвардейский экипаж в ряды революционных солдат.
К тому же положение Русской Православной Церкви в государстве в основном определялось законодательными актами, принятыми еще Петром I, по которым главой Церкви был император.
Таким образом, долгие годы Церковь, после отмены Патриаршества, всегда находилась под «слишком бдительным контролем светской власти». Ослабление этого контроля, говорится в документе под названием «Вопросы о желательных преобразованиях в постановке у нас Православной Церкви, подготовленного Петербургским митрополитом Антонием (Вадковским), позволило бы Церкви «своим возрождённым нравственным авторитетом быть незаменимой опорой православного государства».
22 марта 1905 года Святейший Синод подготовил «Всеподданнейший док-I о преобразовании управления Российской Церковью на Соборном начале». Синод испрашивал «высочайшего соизволения» на созыв в Москве «в благоприятное время» Поместного Собора епархиальных епископов для избрания Патриарха всея Руси. Кроме этого, на Поместном Соборе предполагалось не торопиться с созывом Поместного Собора. Волынский митрополит Антоний после встречи с П. А. Столыпиным писал Киевскому митрополиту Флавиану: «Он боялся Собора, и особенно Патриарха. В безопасности первого я его убедил, а о втором он едва ли мечтает».
При П. А. Столыпине недовольство Церкви вызывало также его подчас грубое вмешательство во внутри церковные дела. Показателен такой случай. Один из священников Пензенской епархии по просьбе прихожан отслужил панихиду по убитому члену I Государственной думы М. Я. Герценштейну. Епископ Тихон по этой причине перевел священника в другой приход. Мягкость наказания возмутила П. А. Столыпина. В личной записке обер-прокурору Синода Извольскому он потребовал «уволить на покой самого архиерея вместе с мятежным попом».
В 1906 году правительство П. А. Столыпина внесло в I Думу ряд новых вероисповедальных законов. «Церковный вестник» призвал Думу оставить эти проекты без рассмотрения до тех пор, пока Поместный Собор не проведет реформы в самой Православной Церкви, а ее устройство «станет настолько стойким и крепким, что никакая пропаганда и никакое совращение не будут страшны и опасны, для православного русского народа».
Несмотря на давление правительства, вероисповедальные законопроекты Думой были заблокированы. Вскоре П. А. Столыпин был убит, а значит, о принятии законов о вероисповедании уже не могло быть и речи.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015