Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Гуманитарные науки :: Основы и ценности православия
Русская Православная Церковь в XIX веке
При Александре I надрыв духовного и политического сознания русского общества только углубился. Императора все то время, пока он находился на престоле, мучил выбор, который ему предоставила история:
укреплять православные основы русского бытия (самодержавие, сословный строй) или «открыть двери» западному рационализму.
По распоряжению императора план государственных преобразований было поручено подготовить его статс-секретарю М. М. Сперанскому. Этот план был изложен во «Введении к уложению государственных законов».
Своеобразным ответом М. М. Сперанскому стала неизвестная нам ранее (опубликована только в 1988 г.) «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», написанная Н.М. Карамзиным в 1811 году.
В этой «Записке» Н. М. Карамзин доказывал, что благодаря природным, географическим и историческим условиям наиболее целесообразной формой правления для России может быть только самодержавие. При этом он особенно подчеркивал глубочайшую внутреннюю связь самодержавного принципа верховной власти с православной верой и нравственным духом народа. Н. М. Карамзин писал: «Не довольно дать России хороших губернаторов — надобно дать и хороших священников». Он предупреждал царя, что любые реформы на европейский лад могут только ослабить Россию, т. к. разрушат внутреннюю жизнь российского общества, что может привести к анархии.
И в наше время слова великого писателя, историка и гражданина Н. М. Карамзина звучат очень актуально.
В марте 1811 года Н. М. Карамзин передал «Записку» лично императору, которому она не понравилась. Только через пять лет Александр I вернул писателю его «Записку». Надо отметить, что Н. М. Карамзин никогда не упоминал об этом, очевидно, настолько не понравились его идеи царю.
Правительство Александра I унаследовало от своих предшественников «страсть» к реформированию церковного управления. Сначала царь в 1803 году непосредственно себе подчиняет обер-прокурора Святейшего Синода, а затем манифестом (октябрь 1817г.) создает Министерство духовных дел и народного просвещения, во главе которого ставит друга своего детства, князя А. Н. Голицына. Задачей нового министерства, как об этом сказано в манифесте, являлось содействие тому, чтобы «благочестие было всегда основанием истинного просвещения».
Духовный департамент министерства состоял из четырех отделений: по делам православного вероисповедания, по делам Римско-Католической Церкви, по делам униатского и армянского вероисповедания, и, наконец, по делам нехристианских исповеданий. Такая структура духовного департамента демонстрировала веротерпимость власти, что, в определенной степени, уравнивало Русскую Православную Церковь с прочими, даже нехристианскими, ве­роисповеданиями.
Задачей департамента народного просвещения являлось обеспечение содержания образования на всех его уровнях в соответствии с истинами христианства.
Министерство активно начало свою работу. Об этом, например, говорит такой факт. Ректор Казанского университета в специальной инструкции ученому совету университета предложил дать каждому предмету, а направление» в религиозно-богословском духе.
Было обращено самое серьезное внимание и на собственно духовное образование и подготовку священнослужителей. Уже в следующем году в 39 семинариях, 128 уездных и 170 приходских училищах обучалось 45 551 учащийся, из них 12 249 человек — за казенный счет. Были установлены твердые и достаточно высокие оклады для докторов, магистров и кандидатов богословия.
Деятельность министерства способствовала активизации миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Достаточно сказать, что за 1814-1823 гг. были сделаны переводы Священного Писания на персидский, татарский, чувашский, мордовский, калмыцкий, карельский и другие языки.
Российским библейским обществом (1814 г.), которое возглавил также князь А. Н. Голицын, к 1821 году было осуществлено 129 изданий как полного текста Библии, так и отдельных его частей на 29 языках народов России.
Сама личность князя А. Н. Голицына, «который по уши влез в мистицизм» и был постоянным участником мистических салонов А. П. Хвостовой, не могла в полной мере соответствовать занимаемой должности министра духовных дел и народного просвещения.
А. С. Пушкин в эпиграмме на А. Н, Голицына писал:
Вот Хвостовой покровитель, Вот холопская душа, Просвещения губитель, Покровитель Бантыша! Напирайте, Бога ради, На него со всех сторон!
Против А. Н. Голицына выступали авторитетнейшие иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Серафим и архимандрит Новгородского Юрьевского монастыря Фотий.
Поводом для резкого выступления митрополита Серафима против князя Голицына послужило издание министерством публикаций мистического характера без согласования со Святейшим Синодом. Свою позицию митрополит Серафим высказал лично на аудиенции у царя.
15 мая 1824 года Александр I со словами: «В самом деле, вверенное вам министерство как-то не удалось вам», — обращенными лично к А. Н. Голицыну, ликвидировал министерство духовных дел и народного просвещения.
Святейший Синод вновь обрел свой суверенитет, а митрополит Серафим стал президентом Российского библейского общества. После ликвидации министерства система управления Русской Православной Церковью во главе со Святейшим Синодом состояла из 36 епархий, четырех епархий грузинского экзархата и пяти викариатств. Кроме того, действовало управление придворного духовенства во главе с духовником царя и управление военного духовенства во главе с обер-священником армии и флота. В подчинении Святейшего Синода состояли 102 тыс. белого духовенства (965 протоиереев, 32 672 священника, 11 047 дьяконов). Они обслуживали 449 соборных церквей и 24 682 приходские церкви. В 377 мужских и 99 женских монастырях было 3727 монахов и 1882 монахини. По официальным данным, лица православного вероисповедания составляли (без армии) около 34 млн. человек.
Такова была статистическая характеристика Русской Православной Церкви накануне восстания декабристов 25 декабря 1825 года.
В отличие от Александра I, увлекающегося мистическими идеями, вступивший на престол царь Николай I был глубоко верующим человеком. Великий русский провидец и старец Серафим Саровский говорил о царе Николае I одному из своих собеседников: «А ты уж, батюшка, не о нем пекись — его Господь сохранит: он велик перед Богом — он в душе христианин. Я всегда молюсь, чтобы Господь продлил его жизнь для счастия России...».
Свою задачу Николай I видел в укреплении Православной Церкви и усилении ее «первенствующего значения». В годы его правления начинается постепенное повышение роли Русской Православной Церкви в политической и общественной жизни России.
В храмовом строительстве рождается великолепный имперско-византийский стиль, примером которого является перепроектированный архитектором К. А. Тоном по заданию царя храм Христа Спасителя, строительство которого будет закончено в 1883 году.
При Николае I рождается первый официальный гимн Российской империи, музыку к которому на слова В. А. Жуковского написал композитор А. Ф. Львов.
При царствовании Николая I была создана система управления Русской Православной Церковью, которая просуществовала до 1917 года. Она выглядела следующим образом. Во главе Православной Церкви стоял царь, ему непосредственно подчинялся обер-прокурор (и его помощники) и пленум Святейшего Синода, которому через его канцелярию подчинялись епархиальные епископы, викарии и епархиальные дома (управления).
Духовенство состояло из двух групп. Первую группу составляли монашествующие, где иерархия выглядела так: митрополит, архиепископ, епископ, а в монастырях: архимандрит, игумен, иеромонах, монах, иеродиакон, послушник, а также схимонахи. В группу так называемого белого духовенства (священнослужителей) входили: протопресвитеры, протоиереи, иереи и дьяконы, а также церковнослужители: иподьяконы, причетники, псаломщики И ДЬЯЧКИ.
Особое звено в Церкви и в самом духовенстве занимали священнослужители, обслуживающие царский двор, армию и флот. Духовник царя занимал особое место в структуре Церкви и считался первым после епископов.
Велико было как значение деятельности армейского и флотского духовенства в поддержании высокого морального духа в армии и на флоте, так и высокой воинской доблести русских солдат и матросов. В Отечественной войне 1812 года, при Севастопольской обороне во время Крымской войны и при освобождении Болгарии от турецкого ига русский солдат шел в бой с лозунгом «За веру, царя и отечество». Следует также добавить к этому, что в этих войнах Церковь участвовала также и в организации медико-санитарной службы, помощи инвалидам, беженцам и т. д. Все это говорит о том, что роль Русской Православной Церкви в экстремальных событиях жизни народа в XIX веке усиливалась.
В 1836 году обер-прокурором Святейшего Синода стал Н. А. Протасов, который проработал в этой должности 20 лет.
Прежде всего, Н. А. Протасов добился значительного увеличения: финансирования содержания Церкви. Уже за первые десять лет его деятельности на посту обер-прокурора государственные ассигнования на церковные нужды выросли более чем в три раза и составили 3 601 800 руб., или 2% государственных расходов. Еще через 10 лет, к 1855 году — году умер Н. А. Протасова, эта сумма удвоилась и достигла более б млн. рублей.
Благодаря этому к 1855 году на территории страны действовало уже 35 775 приходов, т. е. количество церквей выросло на 43,3% по сравнению с 1825 годом. Впервые в стране были открыты женские духовные училища. По инициативе Н. А. Протасова в 1843 году 58 воспитанников духовных семинарий были направлены в агрономическую школу. Это были, как написано в их характеристиках, «отличные по наукам и благонравию» семинаристы, которые впоследствии должны были стать преподавателями агрономии в семинариях. Дальнейшая судьба их определялась Святейшим Синодом следующим образом: «Они обязаны в звании наставников (преподавателей, -Ред.) прослужить не менее шести лет, после чего могут быть определяемы священниками преимущественно в сельские приходы первого разряда, чтобы правила доброго хозяйства распространять оные и в народе примером своим и влиянием». Эта инновация в духовном образовании была поддержана и Императорским экономическим обществом. Всего агрономическое образование получили 6854 ученика, а началам медицины были обучены 4 тыс. семинаристов. В 1839 году благодаря организационному укреплению Русской Православной Церкви в западных губерниях произошло ее воссоединение с униатской церковью. Церкви, как сказано в формуле объединения, были друг от друга «отторгнуты насилием, а воссоединены с любовью».
Святейший Синод при поддержке правительства усилил в это время миссионерскую деятельность не только в Восточной Сибири, но и на Северном Кавказе.
В день коронации Николая I Московским митрополитом был назначен Филарет (в миру Василий Дроздов) (см. рис. 13.32). Царь говорил, что пока митрополит жив, ему, Николаю, о церковном управлении беспокоиться нечего. Уже будучи «маститым иерар хом», как его охарактеризовал биограф Александра II, митрополит Филарет произнес программную речь, обращенную к новому царю в день его коронации в 1856 году.
Взаимоотношения Александра Я и митрополита Филарета, до самой кончины последнего в 1867 году, как и отношения государства и Церкви, были самыми тесными. Именно митрополиту Филарету, забраковав несколько проектов манифеста об освобождении крестьян от крепостного права, царь поручил составить новый текст манифеста. В своем ответе на письмо царя митрополит Филарет написал, что его «верноподданническое повиновение» заставляет его взяться за предмет, «далекий от круга его понятии и обязанностей». Написав текст манифеста, он препроводил его следующим комментарием: «Манифест должен быть прочитан крестьянам. Их ум не приучен к долгому непрерывному вниманию. Посему измененный мною проект я старался разделить на статьи, сколько можно не длинные».
Именно митрополита Филарета следует считать автором знаменитого манифеста 1861 года, а не царя Александра Л, названного впоследствии народом Освободителем.
Отмечая заслуги митрополита Филарета в день 50-летия его служения в архиерейском сане перед Русской Православной Церковью и государством, царь Александр II предоставил ему право «по киевскому обычаю» носить крест на митре и две панагия «на персях».
После убийства 1 марта 1881 года царя Александра II трон перешел к его сыну — Александру Ш, на имя которого уже 22 марта поступила записка обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева. В ней он, выражая единодушное мнение Кабинета министров, писал, что духовно-нравственное развитие народа, составляющее краеугольный камень всего государственного строя, не может быть достигнуто без предоставления духовенству преобладающего участия в заведовании народными школами.
В 1884 году были разработаны «Правила о церковноприходских школах», в которых подчеркивалось, что эти школы имеют целью утверждать «народе православное учение веры и нравственности христианской, сообщая при этом первоначальные полезные знания. Согласно «Правилам» церковноприходские школы были одноклассные, с двухлетним сроком обучения, и двухклассные — с четырехлетним. В 1887 году в Киеве стал издаваться журнал «Церковноприходская школа».
За 10 лет — с 1884 по 1894 г. – на всей территории страны было построено 9200 школ, а всего их к концу этого периода насчитывалось 30 тысяч, где обучалось 917 тысяч учащихся. К 1900 году сеть церковноприходских школ уже сравнялась с сетью школ министерства народного просвещения. Такое внимание государства и Церкви к народному просвещению имело большое прогрессивное значение, способствуя расширению грамотности, прежде всего среди крестьян.
В конце XIX века в стране отмечалось несколько важных в истории Русской Православной Церкви юбилеев и праздников. В 1883 году — 500-летие Тихвинской иконы Богоматери, 100-летие со дня смерти святителя Тихона Задонского и освящение храма Христа Спасителя. В 1885 году — 1000-летие памяти Кирилла и Мефодия, а в 1888 году 900-летие принятия христианства на Руси.
Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015