Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Гуманитарные науки :: Основы и ценности православия
Русская Православная Церковь в XVII веке
17 февраля 1598 года после смерти бездетного царя Федора Ивановича на престол вступил Борис Годунов. При несомненном уме и ловкости Борис Годунов имел один главный недостаток, сильно ему вредивший и унаследованный от эпохи Ивана Грозного, — маниакальную подозрительность. Поощряя доносительство, даже тогда, когда донос не подтверждался, он, тем не менее, вознаграждал клеветников.
В 1601 г. по ложному доносу пострадали Романовы и их родственники. Федор Никитич (будущий Патриарх), старший из братьев Романовых, был сослан в монастырь и насильно пострижен под именем Филарет. Жену его постригли в монахини под именем Марфа и сослали в Толвуйский Заонежский погост. Малолетнего сына Федора Никитича Романова Михаила (будущего царя) сослали на Белоозеро.
При новом царе много строили, а венцом созидательных усилий, главным храмом Москвы и России должен был стать по замыслам Бориса Годунова, подобно храму царя Соломона в Иерусалиме, грандиозный собор «Святая Святых». Реализации этого проекта, от которого не осталось ни чертежей, ни деревянного макета, помешало Смутное время.
После страшного трехлетнего голода из-за неурожая в 1601-1602 гг. в стране началась эпидемия чумы, унесшая жизни одной трети населения страны. В русские земли началось вторжение армии авантюриста и самозванца, объявившего себя царевичем Дмитрием и вошедшего в историю под именем Лжедмитрий I.
В самый разгар борьбы с этим авантюристом, 13 апреля 1605 года, Борис Годунов умер. Борьба за освободившийся трон разгорелась г новой силой,
Годы борьбы и испытаний вошли в историю под названием Смутного времени. В России воцарилась не только политическая смута, но, главное, были потрясены все устои русского духовного бытия.
В глазах русского народа, «единственного истинного народа христианского», Господь разгневался за грехи на своих детей и обрушил на Россию Свои казни. Люди того времени были уверены, что Господь только тогда простит русский народ и пошлет ему нового православного царя, если в сердцах людей произойдет «всеобщее, всенародное покаяние» за все грехи.
Инициатива всенародного покаяния была подхвачена и развернута Патриарх Гермогеном, который, еще, будучи митрополитом, после подавления в 1607 году восстания Ивана Болотникова вместе с первым русским Патриархом Иовом совершил в Успенском соборе Кремля акт прощения с крестным целованием всех православных христиан за измену и клятвопреступление, совершенные ими против царя и Отечества.
Русская Православная Церковь, совершая этот акт прощения, внушала людям, что, получив прощение за прошлые измены, впредь народ не должен нарушать свое крестное целование.
Особенно ярко все растущее в сознании народа понимание идея всеобщего покаяния отразилось в массовых знамениях и видениях. Только с 1606 по 1613 год в различных источниках зафиксированы сообщения о 80 знамениях и 45 видениях, содержащихся в 78 оригинальных рассказах о них. Для верующего человека того времени такие знамения и видения становились как бы неким катализатором его конкретных действий по защите своей Родины.
Наиболее ярко это подтверждает реакция народа на Нижегородское видение в мае 1611 года. Уже осенью этого года и зимой 1612 года грамоты с текстом «Повести о чудесном видении в Нижнем Новгороде» рассылаются по всей стране. Действие их на людей было одно: устанавливался для всех строжайший трехдневный пост, а само послание воспринималось как непосредственное руководство к действию.
В таких условиях на фоне всенародного патриотического порыва происходит формирование Второго земского ополчения. Идейным вдохновителем Второго земского ополчения бесспорно являлся Патриарх Гермоген.
Летом 1610 года в отсутствие русских претендентов на престол при полном неверии в бояр Патриарх Гермоген поставил свою подпись под договором, где согласился с тем, что русским царем станет польский королевич. Он дал это согласие при одном условии, что никакого изменения духовного и политического строя Московского государства впоследствии не будет.
Польский король Сигязмунд III отказался выполнять условия этого договора, т. к. решил сам занять русский престол. Патриарх Гермоген отказался принять такие нарушения прежних договоренностей и своей твердой позицией определил будущее нашего Отечества. Начиная с декабря 1610 года, он рассылает по всей стране грамоты с призывом к народному сопротивлению врагу.
Примеру Святейшего Патриарха Гермогена последовала вся Русская Православная Церковь. Фактически во времена Первого и Второго ополчений только местные церковные иерархи выполняли функции глав местных правительств. Русская Православная Церковь в этот переломный этап истории нашего Отчества с честью выполнила свою духовную и политическую миссии, объединив вокруг себя все слои русского общества. Выполняя несвойственные Церкви, светские обязанности по управлению страной, она тем самым придала легитимный характер организованной борьбе народа против литовско-польских войск.
Поляки, зная о высоком авторитете Русской Православной Церкви и личности ее Патриарха в поддержке все нарастающего народного сопротивления, посадили его в тюрьму. 17 февраля 1612 года, не поддавшись на уговоры и даже пытки поляков, Патриарх Гермоген скончался в тюрьме от голода.
Мученическая смерть Предстоятеля Русской Православной Церкви от рук интервентов всколыхнула всю страну. Ил истории мы знаем, что Второе земское ополчение под руководством Козьмы Минина-Сухорука и князя Пожарского 4 ноября 1612 года освободило Москву от интервентов.
В память об этом событии день 4 ноября объявлен в нашей стране государственным праздником и днем единства русского народа. Подробнее об этом празднике рассказано в материалах дополнительной хрестоматии.
После изгнания интервентов с территории Московского государства в начале 1613 года собрался Земский собор, самый представительный за всю историю его существования. В нем приняли участие все высшее духовенство, члены Боярской думы и 800 человек, выбранных от всех сословий из 58 городов.
Выбор претендентов на царский престол был большой — от имен самых знатных фамилий до шведского королевича Карла-Филиппа.
Мнение Церкви было решающим в жарких спорах участников Земского собора о претендентах. В итоге был выбран 16-летний Михаил Федорович Романов, внучатый племянник первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой и сын боярина Федора Никитича Романова — митрополита Филарета.
После смерти Патриарха Гермогена до 1619 года Русская Православная Церковь оставалась без Патриарха. Во главе Церкви временно, без посвящения в сан Патриарха всея Руси, был поставлен Казанский митрополит Ефрем, который венчал царя Михаила Федоровича Романова на царство. После смерти митрополита Ефрема церковными делами управлял Митрополит Иона Крутицкий. Главный же кандидат на Патриаршество, митрополит Филарет, был в плену в Польше. Он возвратился в Москву в результате обмена пленными после заключения мира. Царь радостно встретил своего родителя и сделал его в июне 1619 года Патриархом всея Руси, воспользовавшись пребыванием в Москве Иерусалимского Патриарха Феофана.
Фактически до самой своей смерти (1633 г.) Святейший Патриарх Филарет возглавлял правительство России. Для усиления власти царя он предпринимал многообразные усилия, направленные на прекращение созыва Земских соборов. В результате они ни разу не собирались с 1622 по 1633 год. Ограничиваются в эти же годы и права Боярской думы.
После смерти царя Михаила Федоровича Романова 28 сентября 1645 года на престол вошел его 16-летний сын Алексей Михайлович.
В годы правления Алексея Михайловича серьезное место во внутренней политике занимали церковные вопросы. При дворе молодого царя складывается кружок ревнителей благочестия, или боголюбцев, который возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев. В этот кружок входили и будущие непримиримые противники Никон и Аввакум.
Отношения государства и Церкви в период правления царя Алексея Михайловича претерпели значительные изменения. Преемником Филарета был назначен Псковский архиепископ Иоасаф (1634-1640 гг.), который не имел такого высокого авторитета, как его предшественник. Он был выходцем из бояр и, как писали о нем, «был старец почтенный, нравом добродетельный, но к царю не дерзновенный». Вся его деятельность как Патриарха ограничивалась чисто церковными делами. Его преемник Иосиф, поставленный на Патриарший престол в марте 1642 года из архимандритов Симонова монастыря, был человек малообразованный и слабый в делах управления. Патриаршая власть при нем ослабла, хотя для Русской Православной Церкви наступило очень важное, даже критическое, время, когда от Патриарха требовались особенная энергия и твердость.
Укрепив власть царя после Смутного времени, Московское государство стало пересматривать свою внутреннюю политику, что, конечно, не могло не затронуть и положение Церкви. Прежде всего, это касалось вопросов о церковном суде и о церковных вотчинах.
В своей деятельности церковный суд по-прежнему руководствовался решениями Стоглавого Собора, т. е. на началах полной удельной самостоятельности церковного ведомства в государстве и независимости его от общего государственного суда не только по духовным, но и по мирским делам, кроме лишь тяжких уголовных преступлений. Таким же удельным особняком стояли и вотчинные владения Церкви, составляющие к тому времени одну треть всей государственной территории и наделенные разными привилегиями. К царю со всех сторон шли жалобы на трудности при судебном разбирательстве споров с церковными учреждениями. Все эти жалобы послужили материалами при разработке новых положений о церковном суде и о церковных вотчинах в новом Уложении.
Уложение запретило всякое новое увеличение церковных вотчин, а некоторая их часть даже была передана под государственное управление.
По новому Уложению был создан специальный орган государственного суда над церковным ведомством — Монастырский приказ.
О роли Патриарха Филарета по укреплению государственности в первые годы правления первого царя династии Романовых вы подробнее узнаете из основной хрестоматии.
Во второй половине ХУЛ века к Московскому государству присоединились Украина и Белоруссия, находившиеся столетиями под польским владычеством. Присоединение земель православных братьев-славян превратило Московское государство в крупнейшую страну Европы. Россия вышла на передовые рубежи соприкосновения на Западе с католицизмом и протестантизмом, а на юге с мусульманской Турцией. Расширение территории Московского государства за счет новых земель изменило представление о нем, как о Третьем Риме, т. к. прежнее Русское государство во время Смутного времени было разрушено, а возродилось оно уже в новом качестве и с новой династией.
В этих новых исторических условиях перед Российским государством я Русской Православной Церковью встали требующие скорейшего ответа следующие вопросы: какое теперь место занимает Россия во всемирном историческом процессе, искать ли новые идеалы и целевые установки, которыми необходимо руководствоваться во внутренней и внешней политике или развивать уже достигнутое?
В 1646 году в Москве произошла встреча царя и Никона, куда последний приехал по монастырским делам. Он был сразу замечен царем, которого поразила его величественная наружность и сильная речь. Будучи человеком религиозным и впечатлительным, царь Алексей Михайлович определил его архимандритом Новоспасского монастыря и приказал каждую неделю являться к нему и быть «неустанным ходатаем за несчастных, обиженных в суде, вдов и сирот». Он стал для царя другом, отцом, т. е. всем, чем не мог быть для царя Патриарх Иосиф.
В 1649 году царь назначил Никона митрополитом в Новгород, где он оказал правительству важную услугу во время новгородского бунта 1650 года. Избитый восставшими до полусмерти и едва оправившись, Никон отправился с крестным ходом в ту часть города, где он усмирял бунтующих. Пораженные его твердостью мятежники попросили у него прощения и ходатайства перед царем. Митрополит, будучи очень добрым человеком, забыв о собственной обиде, сумел внушить царю проявить необходимое благоразумие в наказании виновных. С тех пор любовь царя к Никону возросла еще более.
Пользуясь близостью к царю, Никон настойчиво просил ликвидировать монастырский приказ, т. к. его учреждение противоречило установившимся на Руси церковным правилам. Однако царь проявил твердость и не принял его предложение, но сам Никон получил от него «несудимую грамоту», по которой все духовные лица Новгородской епархии подчинялись только суду митрополита.
В 1652 году было решено перенести в Успенский собор Кремля гробы трех святителей, пострадавших от действий светской власти — Иова из Старицы, Гермогена из Чудова монастыря и Филиппа из Соловецкого монастыря. За мощами Филиппа поехал сам Никон, с которым царь отправил молитвенную грамоту к святителю Филиппу, где правнук Ивана Грозного (первая жена Ивана Грозного Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева была из рода Романовых, и Михаил, отец Алексея Михайловича, был ее внучатым племянником) просил святителя, погибшего от рук палачей Ивана Грозного, простить этот грех, лежащий на царской власти.
В отсутствие Никона скончался Патриарх Иосиф, поэтому, когда Никон вернулся в Москву с мощами святителя Филиппа, царь в Успенском соборе в присутствии бояр и народа, лежа в слезах у ног Никона, умолял его принять Патриарший сан. Принимая Патриаршество (1652 г.), Никон, обратясь ко всем присутствующим, спросил: «Будут ли почитать его, как архипастыря и отца, слушать его во всем, и дадут ли ему устроить церковь?» Все сказали, что будут и дадут.
Так началось 6-летнее служение Патриарха Никона — великого реформатора Русской Православной Церкви.
Царь Алексей Михайлович и Патриарх: Никон видели основу движения страны вперед только в поднятии авторитета Русской Православной Церкви в мировом православии, что стало бы условием сближения всех восточных христианских народов вокруг России. Сторонники царя и Патриарха, принимая и поддерживая идею о необходимости проведения в этих целях церковной реформы, разделились на две группы.
Одна группа, членов которой называли грекофилами, считала, что нужно «созидать на основе России Вселенское православно государство», т. е. церковную реформу нужно проводить, считали они, ориентируясь только на греческое православие, которое во всем православном мире именно и считают «вселенским».
Другая группа предлагала «привнести в русскую жизнь элементы светской культуры и образования, базирующиеся на западноевропейском опыте», иначе, говорили они, Россия будет обречена на вечное отставание и изоляцию от всего цивилизованного мира, подразумевая под этим европейские страны. Такой путь называли латинством, логическим завершением которого стали спустя полвека реформы Петра I.
Патриарх Никон был сторонником первого направления церковной реформы. Для этого при нем были исправлены по греческому, византийскому в прошлом, образцу церковные обряды, уточнены и исправлены богослужебные книги, которые за долгие века обросли неисчислимыми ошибками переводчиков, переписчиков, усугубленными к тому же малозаметными, но существенными изменениями в древнерусском языке и грамматике.
Стараниями Патриарха Никона в Москве были собраны не только древние славянские переводы церковных книг, но и другие книжные сокровища из разных монастырей России. Из разных монастырей Востока по его просьбе было прислано 498 рукописей, на многих из которых сохранились пометки, сделанные рукой Патриарха. В числе этих книг были произведения классических писателей Древней Греции (Гомер, Гезиод, Эсхил, Плутарх, Фукидид, Демосфен), а также византийские хроники, грамматики и т. п. Эти книги предназначались Патриархом Никоном, прежде всего, для Греко-латинской школы, учрежденной им в Москве под Арсения Грека.
Все нововведения неожиданно вызвали самый резкий протест среди части священнослужителей и простых верующих. Так в русской духовной жизни XVII века возник третий путь — движение в защиту «древнего благочестия», которое стали называть старообрядчеством, или староверием,
Основой религиозно-философского движения за «старую веру» стало учение, возникшее на Руси еще в середине XVII века как учение о России — Третьем Риме. Третий Рим имел в старообрядческой эсхатологии принципиальное значение, т. к. по тому учению Четвертому Риму не бывать. А раз так, го человеческая история с падением Третьего Рима должна подойти к концу и богоизбранное Русское государство неизбежно станет царством Антихриста.
Возглавил это мощное движение сторонников старой веры давний товарищ Патриарха Никона по «Кружку ревнителей благочестия» протопоп Аввакум. На раскольников сразу же начались гонения. Протопоп Аввакум был выслан в Тобольск, затем — глубже в Сибирь. В 1663 году царь Алексей Михайлович вызвал протопопа в Москву, чтобы примирить его с официальной Церковью. Но Аввакум остался тверд и непреклонен в своих взглядах и предпочел новую, более жестокую ссылку на север, в Мезень, где он был заточен, а Пустозерский острог. Там он написал свои лучшие богословские труды, в которых язвительными характеристиками оскорблял власть и Церковь. Власти приговорили протопопа Аввакума к сожжению на костре.
К середине XVII века поддерживаемая государственной властью идея движения России к образу Вселенского православного царства стала главной.
Символом этого движения стала чудотворная Иверская икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне и в Иверии (Грузии), Распространение на Россию благодати чудотворной иконы, признаваемой во всем православном мире, еще раз подчеркивало Вселенскую миссию Русской Православной Церкви и России.
Церковную реформу в России поддержали все православные патриархи.
Таким образом, Россия, взяв на себя добровольно обязанность быть защитницей не только Русской, но и Вселенской Православной Церкви, реально становится наследницей Константинополя.
За период царствования первых Романовых Русская Православная Церковь усилила свои позиции в государстве. К концу 80-х годов XVII столетия в стране насчитывалось 15 тысяч церквей (включая церкви монастырей), в том числе 150 в Сибири. Кроме приходских церквей, в Москве и в крупных городах и лаврах действовало около 200 соборов. В среднем на одну церковь приходилось до семи тысяч человек мужского пола и членов их семей. В стране действовало 650 монастырей. Наиболее важные вопросы решались на Церковных Соборах.
В 1681 году при царе Федоре Алексеевиче для целей усиления миссионерской деятельности Церкви на территории Сибири был разработан новый проект церковной реформы, который предусматривал увеличение числа епархий (12 митрополий и 72 архиепископства). Сам проект в полном объеме реализован не был, но новые епархии в Сибири были созданы.
В конце царствования Федора Алексеевича в 1682 году в Москве проходил Церковный Собор, на котором царь предложил обсудить ряд важных, по его мнению, вопросов относительно роли Церкви и духовенства. Царь, кроме известного вопроса об «архиерейском прибавлении» или умножении числа епархий, обратил внимании иерархов Русской Православной Церкви на неудовлетворительное состояние монастырей, на недостаточность церковной благотворительности, на необходимость усиления церковного надзора за продажей книг. Отвечая на вопросы царя, Собор запретил заводить впредь малые пустыни и монастыри, а заведенные прежде свести в большие общежительные Религиозным по содержанию и характеру в стране было образование. В ведении Церкви находились все учебные заведения типа средних школ. Основу обучения в них составляло богословие, но изучали там также грамматику, а в некоторых школах и основы математики. Учащиеся за время своего обучения осваивали языки православных богослужебных книг — церковнославянский и греческий, затем — латинский (в школах Украины — еще и польский), и изучали обширную церковную литературу. В итоге они получали неплохое по тем временам богословско-филологическое образование.
Наиболее известными в то время были школы Чудова, Андреевского и Заиконоспасского монастырей.
Все это обеспечивало сохранение прежней роли Русской Православной Церкви в жизни российского общества, что способствовало соблюдению в государственной, общественной и частной жизни заповедей Бога и вероучительных положений православия.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015