В Конституции РФ права и свободы человека определены как непосредственно действующие, предоставляющие гражданам возможность защиты их всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таких конституционно-правовых способов защиты прав и свобод граждан является их право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Различают несколько видов обращения граждан:
а) предложения — обращения граждан, направленные на улучшение деятельности государственных органов, совершенствование социально-экономических отношений и государственного строительства в России;
б) заявления — обращения граждан по поводу реализации принадлежащих им прав и законных интересов граждан;
в) ходатайства — обращения граждан с просьбой о признании за ними определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих;
г) жалобы — обращения с требованием о восстановлении прав и законных интересов граждан, нарушенных действиями государственных органов, должностных лиц (т. е. лиц, занимающих должность в государственном органе или негосударственной организации), владельцами различных форм собственности и общественными организациями.
В Российской Федерации существует определенный порядок, регламентирующий возможность обращения граждан в государственные органы с предложениями, заявлениями и жалобами. Письменное обращение гражданина должно быть им подписано, с указанием фамилии, имени и отчества, и содержать данные о месте жительства, работы или учебы лица, подающего данное обращение. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и не подлежит рассмотрению.
Для всех видов обращений устанавливаются предельные сроки их рассмотрения: до одного месяца со дня их поступления в соответствующий орган власти и регистрации; в сокращенные сроки — не позднее 15 дней - рассматриваются обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки изложенных в них фактов и обстоятельств. По решению руководителей органов власти допускается продление сроков разрешения дел в связи с обращениями граждан, но не более чем на один месяц. При этом общий срок рассмотрения обращения не может превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда материалы, необходимые для решения и ответа автору, рассматриваются в суде. В таких случаях срок обращения продлевается на весь период судебного разбирательства. О результатах обращения гражданину направляется сообщение в течение 10 дней с момента принятия по нему соответствующего решения.
Граждане имеют право обжаловать неудовлетворяющее их решение. Жалоба подается в те вышестоящие в порядке подчиненности органы государственной власти или на имя тех должностных лиц, в непосредственном подчинении которых находятся органы власти и должностные лица, чьи решения, а также неправомерные действия (бездействие) обжалуются. Пересылать жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на которых она подана, запрещается.
Жалоба может быть подана не позднее трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, и не позднее одного месяца со дня получения письменного или устного уведомления органа власти или должностного лица об отказе в удовлетворении требований, содержащихся в обращении. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть продлен по решению органа власти или должностного лица при предоставлении жалобщиком подтверждающих документов.
Подача гражданином обращения, в котором содержатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, влечет за собой уголовную ответственность.
Действия или бездействие органов государственной власти и должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений могут быть также обжалованы в судебном порядке.
|