В дальнейшем происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ. Именно с их деятельности начинается переход от философии как любви к мудрости вообще, как "пер-вонауки", к философии подлинном смысле слова. Ибо философия, в буквальном смысле этого слова, - это осмысление, переживание мыслителем своего места, своей роли, своего предназначения в бытии. Начало в исследовании проблемы человека положили софисты Протагор, Горгий и др. Слово "софист" (мудрость) по 2 половины IV в. до н.э. становится кличкой, означающей философ-профессионал, учитель философии. В философии софистов и Сократа человек становится единственным бытием. Бытие не может существовать вне человека. Горгий: "Человек только в себе самом может найти истину". Протагор: "Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют". Со времен софистов и Сократа проблема человека, человеческой личности становится одной из важнейших проблем философии. Перенос акцента в философском размышлении с природы на человека означал рождение второй проблемы: отношения человека к миру. Начиная с софистов и Сократа, философия впервые формулирует основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. Для философии специфическим является не раздельное рассмотрение человека и мира, а постоянное их соотношение. Эта особенность позволила Ф.Энгельсу сделать вывод, что основной вопрос философии - это отношение мышления к бытию.
Учеником софистов, а впоследствии их оппонентом был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Сократ выступил против релятивизма софистов (относительность всех суждений и знание субъективного отношения человека к миру). Мерилом всех вещей для Сократа является человек как разумное, мыслящее существо. По Сократу, основополагающая способность человека - это разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде, нужно затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Большую роль Сократ отводит иронии. Благодаря ироническому отношению к окружающему миру, Сократ пробуждает у людей сомнение в общепринятых истинах (Я знаю, что я ничего не знаю) - этим Сократ приглашает к рассуждению, к выработке своих собственных позиций.
|