Русская идея в отечественной философии имеет достаточно богатую историю.
Несмотря на то, что основополагающие ее принципы были сформулированы Ф. Достоевским, Вл. Соловьевым, Н. Бердяевым, корни этой проблемы уходят в XI в. (Илларион, Филофей, Ю. Крижанич, М.В. Ломоносов, Радищев, Чаадаев, Пушкин и др.).
В основу собственного понимания Русской идеи Вл. Соловьев вкладывал следующее содержание: 1) он воспринимал ее как долг русского народа, как его всемирно-историческую, вселенскую миссию; 2) смысл ее он видел в достижении совершенного идеала человеческого общества –социальной троицы, главными движущими силами которой должны выступать вселенский первосвященник, национальный государь и пророк, вдохновенный глава человеческого общества в его целом. По мнению Вл. Соловьева, «русская идея» - исторический долг России требует от нас признания нашей неразрывной связи с вселенским семейством Христа и обращения всех наших национальных дарований, всей мощи нашей империи на окончательное осуществление соц.троицы, где каждое из трех главных органических единств (церковь, государство и общество), безусловно, свободно, но в утверждении безусловной внутренней связи с ним. Восстановить на земле этот верный образ божественной Троицы — вот в чем «русская идея».
Высшим проявлением «русской идеи», по мнению Ф.М. Достоевского, является снятие всех противоречий, достижение гармонии в российском обществе: через совершенство и счастье каждого отдельного человека; через объединение высших слоев общества с «почвой» - русским народом, который, по его мнению, обладает очень высоким потенциалом, возможностями, благодаря сохранившемуся в нем идеалу «всепри-миримости и всечеловечности», способен усваивать результаты европейской цивилизации, избегая вражды сословий, свойственной западным обществам. Во всеобщей реализации этого идеала Ф.М. Достоевский видел историческую миссию русского народа в спасении человечества через «новые формы жизни, искусства, благодаря широте его нравственного захвата».
|