Философские модели общественно-исторического процесса чрезвычайно разнообразны. В качестве критерия развития общества философы выбирали различные стороны общественной жизни. В начале внимание уделялось развитию духовной стороны культуры. Так, например, в концепции Гегеля история развития человечества — это путь к политической свободе. Маркс как философ обратился к материальной стороне жизни общества, анализируя пути достижения экономической свободы.
В XX веке особую известность приобрела концепция Карла Ясперса, который выделил особую «ось» исторического развития. Ею, по мнению Ясперса, стал 5 в. до н.э. Тремя великими современниками, жившими в этом веке, были Будда, Сократ и Конфуций. С именами этих трёх мыслителей связано возникновение трёх великих философий, обращённых к проблеме личности. По мнению Ясперса, вся история делится на период доосевых культур и осевых.
В современной социальной философии теории, придерживающиеся прогрессистского варианта, представлены в двух видах: формационная теория и теория стадий роста. Сторонники прогрессистского подхода исходят из трёх основных принципов:
1) признаётся прогресс в историческом развитии;
1) в качестве критерия прогресса выбирается материальная сфера жизни общества, а не духовная;
2) Европа (Запад в целом) рассматривается как идеальная (образцовая) модель прогрессивного развития.
Создателем теории формационного развития был К.Маркс. Согласно его теории в истории общества выделяются пять формаций:
· первобытнообщинная;
· рабовладельческая;
· феодальная;
· капиталистическая;
· коммунистическая (появление этой формации К.Маркс лишь предсказывал).
Формация -- этап общественного развития, в основе которого лежит определённый способ производства.
|
Согласно Марксу, способ производства — это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений по производству товаров, их распределению и потреблению). В основе производственных отношений по Марксу лежат отношения собственности. Противоречие производительных сил и производственных отношений разрешается через классовую борьбу. Развитие формаций является объективным процессом, независящим от человека. Маркс называет его ”естественно-историческим процессом”. Формационная теория стала одной из наиболее распространённых в XX веке (в нашей стране в советский период она была единственной и официально поддерживаемой). Формационная теория оказала влияние на трактовку общественно-исторических событий многими мыслителями. Например, в современной социологии существует теория конфликта, объясняющая социальное развитие через столкновение интересов различных социальных групп. Основоположником теории конфликта в социологии считается именно Маркс.
Немарксистские концепции исторического развития, разрабатывавшиеся в ХХ веке, нередко принимали идею исторического прогресса. Не отрицали они обычно и то, что доминантой общественного развития являются материальные факторы, но усматривали их не в способе производства, а чаще всего в технологии. На этом фундаменте выросли теория стадий экономического роста американского исследователя Уолта Уитмена Ростоу, теория индустриального общества французского учёного Раймона Арона, многочисленные теории конвергенции, теория постиндустриального общества американского учёного и политика Даниела Беллаи т.д.
Наиболее распространённая в XX веке теория стадий роста, созданная американскими философами и социологами (среди них У.Ростоу) возникла во многом под влиянием формационной теории.
Стадия роста — этап общественного развития, связанный с определённым уровнем развития промышленности, техники и науки.
|
Стадиальная теория выделяет в истории следующие этапы или стадии, в качестве критерия прогресса выбирая развитие науки и техники:
2) доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграрным хозяйством);
3) индустриальное общество (данная стадия начинается с возникновения машинного производства);
4) постиндустриальное общество (связано с дальнейшим развитием науки и техники);
5) будущее постпостиндустриальное общество (технотронное, информационное общество XXI века).
Иной взгляд на развитие истории представлен цивилизационным подходом, основоположниками которого считаются русский философ Н.Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер и английский историк и культуролог А. Тойнби.
|