Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Гуманитарные науки :: Основы философии
Модели общественно-исторического процесса : прогрессистского развития
Философские модели общественно-исторического процесса чрезвычайно разнообразны. В качестве критерия развития общества философы выбирали различные стороны общественной жизни. В начале внимание уделялось развитию духовной стороны культуры. Так, например, в концепции Гегеля история развития человечества — это путь к политической свободе. Маркс как философ обратился к материальной стороне жизни общества, анализируя пути достижения экономической свободы.
 
В XX веке особую известность приобрела концепция Карла Ясперса, который выделил особую «ось» исторического развития. Ею, по мнению Ясперса, стал 5 в. до н.э. Тремя великими современниками, жившими в этом веке, были Будда, Сократ и Конфуций. С именами этих трёх мыслителей связано возникновение трёх великих философий, обращённых к проблеме личности. По мнению Ясперса, вся история делится на период доосевых культур и осевых.

В современной социальной философии теории, придерживающиеся прогрессистского варианта, представлены в двух видах: формационная теория и теория стадий роста. Сторонники прогрессистского подхода исходят из трёх основных принципов:
1)                 признаётся прогресс в историческом развитии;
1)                 в качестве критерия прогресса выбирается материальная сфера жизни общества, а не духовная;
2)                 Европа (Запад в целом) рассматривается как идеальная (образцовая) модель прогрессивного развития.

Создателем теории формационного развития был К.Маркс. Согласно его теории в истории общества выделяются пять формаций:
·    первобытнообщинная;
·    рабовладельческая;
·    феодальная;
·    капиталистическая;
·    коммунистическая (появление этой формации К.Маркс лишь предсказывал).
 
Формация -- этап общественного развития, в основе которого лежит определённый способ производства.
 
Согласно Марксу, способ производства — это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений по производству товаров, их распределению и потреблению). В основе производственных отношений по Марксу лежат отношения собственности. Противоречие производительных сил и производственных отношений разрешается через классовую борьбу. Развитие формаций является объективным процессом, независящим от человека. Маркс называет его ”естественно-историческим процессом”. Формационная теория стала одной из наиболее распространённых в XX веке (в нашей стране в советский период она была единственной и официально поддерживаемой). Формационная теория оказала влияние на трактовку общественно-исторических событий многими мыслителями. Например, в современной социологии существует теория конфликта, объясняющая социальное развитие через столкновение интересов различных социальных групп. Основоположником теории конфликта в социологии считается именно Маркс.
 
Немарксистские концепции исторического развития, разрабатывавшиеся в ХХ веке, нередко принимали идею исторического прогресса. Не отрицали они обычно и то, что доминантой общественного развития являются материальные факторы, но усматривали их не в способе производства, а чаще всего в технологии. На этом фундаменте выросли теория стадий экономического роста американского исследователя Уолта Уитмена Ростоу, теория индустриального общества французского учёного Раймона Арона, многочисленные теории конвергенции, теория постиндустриального общества американского учёного и политика Даниела Беллаи т.д.

Наиболее распространённая в XX веке теория стадий роста, созданная американскими философами и социологами (среди них У.Ростоу) возникла во многом под влиянием формационной теории.
 
Стадия роста — этап общественного развития, связанный с определённым уровнем развития промышленности, техники и науки.
 
Стадиальная теория выделяет в истории следующие этапы или стадии, в качестве критерия прогресса выбирая развитие науки и техники:
2)                 доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграрным хозяйством);
3)                 индустриальное общество (данная стадия начинается с возникновения машинного производства);
4)                 постиндустриальное общество (связано с дальнейшим развитием науки и техники);
5)                 будущее постпостиндустриальное общество (технотронное, информационное общество XXI века).

Иной взгляд на развитие истории представлен цивилизационным подходом, основоположниками которого считаются русский философ Н.Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер и английский историк и культуролог А. Тойнби.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015