Позитивизм — это направление в философии сложилось в 1 половине XIX в. В его основе идея о том, что все подлинное (позитивное) знание является совокупным результатом деятельности специальных наук. Наука же вообще не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Среди главных особенностей позитивизма выделяют: сведение задач науки лишь к описанию явлений; элементы субъективного идеализма, включая неприятие рационализма, спиритуализма, идеализма и одновременным обращением к материализму (рационализм - направление в теории познания, считающее, что разум является источником достоверности знания; спиритуализм — идеалистическая философия, считающая сущностью мира духовное начало). В развитии позитивизма выделяют 3 этапа:
1. Классический. Представлен Кантом, Миллем, Спенсером. Философия должна ставить себе задачу, исходя из научного анализа (реакция на мистику). В качестве метода научного исследования позитивизм на 1 этапе выдвигал идею наблюдения, отработки, построения картины мира путем создания научных теорий.
2. Эмпириокритицизм — «2 историческая форма позитивизма», возникла в конце XIX—начале XX вв. Представлен Корнелиусом, Махом. В основе лежали утверждения о том, что цель науки заключается в удовлетворении необходимых жизненных потребностей, поэтому она должна ограничиваться минимально возможными затратами мысленной энергии (экономия мысли — феноменологизм); необходим анализ наблюдений для того, чтобы выяснить, имеем ли мы дело с впечатлениями или с реальным явлением, а научный материал должен строго обрабатываться математически — эмпириокритицизм; человеческое и физическое тождественны, а реальны только звуки, цвета, теплота, пространство, время и их связи — махисты; «Я» - это лишь замкнутая в себе гpyпопa ощущений, которые образуют мир с другими группами ощущений.
3. Неопозитивизм. Возник в конце 20-х гг. XJX в. Представлен Расселом, Осином. Представители этого направления считали математический язык образцом достоверного знания, единственной реальностью был язык, а функции философии ими сводились к объяснению деятельности человека в языковом мире. Они выделяли 3 области отношений: языка — к тому, кто его употребляет — прагматика; между языком и тем, что им обозначается — семантика; между языковыми выражениями — синтаксис. Все это по лучило название семиотики.
Цель — разработать унифицированный, имеющий единое смысловое содержание язык науки.
|