При изучении истории философии бросается в глаза многообразие философских учений, школ, течений, направлений. Исходной единицей историко-философского процесса является философское учение определенного мыслителя. Философское учение — это система определенных логически связанных друг с другом воззрений. Последователи философов создают философские школы (последователи Платона — платоники, Маркса — марксисты). Философские школы — это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами принято называть течениями (неопозитивизм).
Философские направления — это совокупность философских течений (учений и школ), которые при всем расхождении Друг с другом отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения (материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм и т.д.). Особенностью исторического развития философии является существование многообразия философских учений (нередко обосновывающие противоречивые друг другу положения, которые одни философы обосновывают, другие опровергают, т.е. философский плюрализм.
Объяснений этих особенностей существует несколько.
Гегелевская и марксистская концепция. Гегель связывал многообразие философии с многообразием действительности. Поскольку действительность многообразна, постольку и философия многообразна. Гегель увязал разнообразие философии к конкретным историческим процессам, с его религиозными, экономическими и иными характеристиками. Гегелевское учение об исторической обусловленности философии развили К.Маркс и Ф.Энгельс — и марксисты. Философия ими рассматривалась как одна из форм общественного сознания, специфически отражающая общественное бытие. Философия зависит от особенностей общественного бытия. Каждый крупный философ осознанно или подсознательно отражает наиболее важные моменты своей эпохи, своего народа и тех или иных социальных классов или слоев общества (идеологические функции).
Экзистенциально-персоналистский подход. Философия — это не наука, а духовно-практическая форма освоения действительности. В отличие от науки она является выражением основных убеждений человека, его нравственной позиции. В основе философии лежит опыт человеческого существования во всей его полноте. Сторонники этого направления показывают личный субъективный характер философии. Каждая личность создает свою философскую систему.
Соединив данные точки зрения, можно сделать следующий вывод: для философского процесса характерен диалог взглядов, подходов. Этот диалог проявляется, во-первых, в том, что каждый философ берется за решение проблем, которые были поставлены и, по его мнению, неудовлетворительно разрешены какими-то его предшественниками. Во-вторых, такой философ всегда ведет диалог с предшествующей философской культурой в рамках всей ее истории. И, в-третьих, он чаще всего ведет диалог с философами близких ему учений или, наоборот, противостоящих. И этот диалог способствует философскому плюрализму.
|