Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Гуманитарные науки :: Основы философии
Философский плюрализм
При изучении истории философии бросается в глаза многообразие философ­ских учений, школ, течений, направлений. Исходной единицей историко-философского процесса является философское учение определенного мыслителя. Фи­лософское учение — это система определенных логически связанных друг с другом воз­зрений. Последователи философов создают философские школы (последователи Платона — платоники, Маркса — марксисты). Философские школы — это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами принято называть течениями (неопозитивизм).

Философские направления
— это совокупность философских тече­ний (учений и школ), которые при всем расхождении Друг с другом отстаивают неко­торые общие, имеющие принципиальное значение, положения (материализм и идеа­лизм, эмпиризм и рационализм и т.д.). Особенностью исторического развития фило­софии является существование многообразия философских учений (нередко обосно­вывающие противоречивые друг другу положения, которые одни философы обосно­вывают, другие опровергают, т.е. философский плюрализм.
 
Объяснений этих особенностей существует несколько.
 
Гегелевская и марксистская концепция. Гегель связывал многообразие филосо­фии с многообразием действительности. Поскольку действительность многообразна, постольку и философия многообразна. Гегель увязал разнообразие философии к кон­кретным историческим процессам, с его религиозными, экономическими и иными ха­рактеристиками. Гегелевское учение об исторической обусловленности философии развили К.Маркс и Ф.Энгельс — и марксисты. Философия ими рассматривалась как од­на из форм общественного сознания, специфически отражающая общественное бы­тие. Философия зависит от особенностей общественного бытия. Каждый крупный фи­лософ осознанно или подсознательно отражает наиболее важные моменты своей эпо­хи, своего народа и тех или иных социальных классов или слоев общества (идеологи­ческие функции).
 
Экзистенциально-персоналистский подход. Философия — это не наука, а духов­но-практическая форма освоения действительности. В отличие от науки она является выражением основных убеждений человека, его нравственной позиции. В основе фи­лософии лежит опыт человеческого существования во всей его полноте. Сторонники этого направления показывают личный субъективный характер философии. Каждая личность создает свою философскую систему.
Соединив данные точки зрения, можно сделать следующий вывод: для фило­софского процесса характерен диалог взглядов, подходов. Этот диалог проявляется, во-первых, в том, что каждый философ берется за решение проблем, которые были по­ставлены и, по его мнению, неудовлетворительно разрешены какими-то его предшест­венниками. Во-вторых, такой философ всегда ведет диалог с предшествующей фило­софской культурой в рамках всей ее истории. И, в-третьих, он чаще всего ведет диалог с философами близких ему учений или, наоборот, противостоящих. И этот диалог способствует философскому плюрализму.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015