Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Они подводят итог классическому периоду в развитии догреческой философии. В философской системе Платона уже четко можно выделить все четыре составные части философии того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику. В учении Платона впервые ставится вопрос об отношении бытия и мышления, материально-чувствительного и идеально-сущностного мира. Платон утверждает приоритет идей над чувственно-воспринимаемыми вещами. То есть им была положена основа идеалистической линии в философии. Материализму же, как философскому течению, предстояло сформироваться лишь в XVII-XVIII вв. Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в "Метафизике". Аристотель завершает классический период в развитии греческой философии.
4. Эллинистические школы.
Философы в период эллинизма (IV в. до н.э. - V в. н.э.) сосредотачиваются на жизни отдельного человека. Социальная этика Платона и Аристотеля уступает место индивидуальной этике эпикурейцев и стоиков. Если Аристотель и Платон главное средство нравственного совершенствования индивида видели в его включенности в общественное целое, то теперь философы считали условием счастливой и добродетельной жизни освобождение человека от власти внешнего мира. Таковы установки Эпикура и его последователей эпикурейцев и стоиков: Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия. Этические идеи эпикурейцев и стоиков оказывали огромное влияние на дальнейшее развитие философской мысли. Стоический идеал мудреца, как духовно свободного человека, безропотно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои страсти и привыкшие к страданиям, способного к любви и всепрощению, был полностью воспринят христианством.
Вывод.
В период формирования и развития античной философии сложилась основная проблематика философии. Философия возникла как учение о бытии. На начальных этапах бытие отождествляется с природой (натурализм). Позднее бытие осмысливается как бытие человека. Натурализм и антропологизм расширяется в рамках космоцен-тризма. Бытие рассматривается как упорядоченная система - Космос, важной составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе.
|