В центре внимания Канта — человек и вопрос: что я могу знать?
Прежде чем рассуждать о других вопросах, считает Кант, надо разобраться с тем, как получается знание, почему вообще оно возможно, почему возможна наука. По Канту, наука, искусство, мораль возможны благодаря уникальным способностям души (сознания) человека.
Схематически сам Кант изображал свою философскую систему в следующем виде (два последних столбца добавлены нами. — В.К.).
В первом столбце приведены три способности души, не существует у души других способностей.
Способности
|
Познава-
|
Априор-
|
Примене-
|
Получае-
|
Основ-
|
души в сово-
|
тельные
|
ные прин-
|
ние их к
|
мые суж-
|
ные цен-
|
купности
|
способно-
|
ципы
|
|
дения
|
ности
|
|
сти
|
|
|
|
|
Познава-
|
Рассудок
|
Законо-
|
Природе
|
Теорети-
|
Истина
|
тельная
|
|
мерность
|
|
ческие
|
|
способность
|
|
|
|
|
|
Чувства
|
Способ-
|
Целесо-
|
Искусству
|
Эстети-
|
Красота
|
удовольст-
|
ность
|
образ-
|
|
ческие
|
|
вия и неудо-
|
суждения
|
ность
|
|
|
|
вольствия
|
|
|
|
|
|
Способность
|
Разум
|
Конечная
|
Свободе
|
Практи-
|
Добро
|
желания
|
|
цель
|
|
ческие,
|
|
|
|
|
|
или нрав-
|
|
|
|
|
|
ственные
|
|
Совокупная познавательная способность состоит из трех познавательных способностей, которые указаны во втором столбце. Чувства удовольствия и неудовольствия всегда сопровождаются способностью суждения утверждать или отрицать наличие этих чувств. Способность желания сопровождается разумом, разум определяет, что человек желает и каким образом, он будет добиваться желаемого. Разум — это высшая познавательная способность души.
В третьей колонке даны три фундаментальных принципа, благодаря которым человек является тем, чем он является, социальным существом. Эти принципы Кант называет априорными, что в переводе с латинского означает предшествующие опыту (а не следующие из опыта). Кант не объясняет, откуда появляются эти принципы, они даны до опыта, и баста. По сути же, речь идет все о тех же идеализациях. Мы уже объясняли, как человек приходит к ним.
Первый принцип — закономерность, благодаря этому принципу существуют наука (как система знаний о природе), теория и истина (смотрите первую строку).
Второй принцип - целесообразность; имеется в виду, что все существующее в мире интерпретируется человеком либо к его удовлетворению, либо неудовлетворению. Не обладал бы человек - принципом целесообразности, не было бы искусства, эстетических суждений, идеала красоты (смотрите вторую строку).
Третий принцип — конечная цель, если бы не было ее, то отсутствовало бы представление о свободе, о смысле практических действий, а смысл этот добро (смотрите всю третью строку).
|