Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Гуманитарные науки :: Основы философии
Новации И. Канта
В центре внимания Канта — человек и вопрос: что я могу знать?

Прежде чем рассуждать о других вопросах, считает Кант, надо разобраться с тем, как получается знание, почему вообще оно возможно, почему возможна наука. По Канту, наука, искус­ство, мораль возможны благодаря уникальным способностям души (сознания) человека.

Схематически сам Кант изображал свою философскую систему в следующем виде (два последних столб­ца добавлены нами. — В.К.).
В первом столбце приведены три способности души, не суще­ствует у души других способностей.
 
Способности
Познава-
Априор-
Примене-
Получае-
Основ-
души в сово-
тельные
ные прин-
ние их к
мые суж-
ные цен-
купности
способно-
ципы
 
дения
ности
 
сти
 
 
 
 
Познава-
Рассудок
Законо-
Природе
Теорети-
Истина
тельная
 
мерность
 
ческие
 
способность
 
 
 
 
 
Чувства
Способ-
Целесо-
Искусству
Эстети-
Красота
удовольст-
ность
образ-
 
ческие
 
вия и неудо-
суждения
ность
 
 
 
вольствия
 
 
 
 
 
Способность
Разум
Конечная
Свободе
Практи-
Добро
желания
 
цель
 
ческие,
 
 
 
 
 
или нрав-
 
 
 
 
 
ственные
 
Совокупная познавательная способность состоит из трех познавательных способностей, кото­рые указаны во втором столбце. Чувства удовольствия и неудо­вольствия всегда сопровождаются способностью суждения утверж­дать или отрицать наличие этих чувств. Способность желания со­провождается разумом, разум определяет, что человек желает и ка­ким образом, он будет добиваться желаемого. Разум — это выс­шая познавательная способность души.
 
В третьей колонке даны три фундаментальных принципа, бла­годаря которым человек является тем, чем он является, социаль­ным существом. Эти принципы Кант называет априорными, что в переводе с латинского означает предшествующие опыту (а не следующие из опыта). Кант не объясняет, откуда появляются эти принципы, они даны до опыта, и баста. По сути же, речь идет все о тех же идеализациях. Мы уже объясняли, как человек при­ходит к ним.
 
Первый принцип — закономерность, благодаря этому прин­ципу существуют наука (как система знаний о природе), теория и истина (смотрите первую строку).
 
Второй принцип - целесообразность; имеется в виду, что все существующее в мире интерпретируется человеком либо к его удов­летворению, либо неудовлетворению. Не обладал бы человек - принципом целесообразности, не было бы искусства, эстетичес­ких суждений, идеала красоты (смотрите вторую строку).
 
Третий принцип — конечная цель, если бы не было ее, то от­сутствовало бы представление о свободе, о смысле практических действий, а смысл этот     добро (смотрите всю третью строку).

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015