Главным основателем мистицизма был Бернар Клервосский, непримиримый враг всякого отступления от христианско - католического вероучения, вдохновитель и организатор преследований многочисленных и разнообразных еретиков.
Бернар - автор многочисленных религиозных проповедей. Некоторым из них нельзя отказать и в определенном философском содержании, особенно таким, как " 0 ступенях смирения и гордости"," 0 почитании бога", "О благодати и свободе воли"," 0 размышлении". Тем не менее, основные его идеи и выводы лежали не в области философского осмысления мира и человека, мистического богопознания.
Мистическое, по определению, это сверхразумное и сверхчуственное переживание человека, связывающее его с тем, что для него является более совершенным, чем он сам.
Похоже, что без мистики не обходится ни одна из религий.
Но при этом существует довольно значительная разница между западной и восточной мистикой.
Даже ислам , мистик утверждает, что он встретился с Богом; Бог стал существовать в его душе, но вместе с тем он существует над миром. В восточной мистике, к ней относят индуизм, буддизм и некоторые разновидности китайских религий, мистик утверждает свое полнейшее растворение в Боге или мире: Я есть Бог и Бог есть я. Западный мистик оставляет между собой и Богом некоторую щель, которую восточный мистик напрочь отрицает. Западный человек более рационален, чем его восточный оппонент.
Современные философы чаще всего относят мистическое к компетенции религии.
Мистика данной эпохи обычно рассматривается как второе, наряду со схоластикой, направление религиозно - философской мысли, и эта позиция в принципе, обоснована. Однако необходимо подчеркнуть, что хотя схоластика и мистика как типы религиозного философствования не могут быть полностью отделены друг от друга, но все же они отличаются различной пропорцией рационалистически- философского элемента, с одной стороны, и религиозно-иррационалистического - с другой.
Таким образом, согласно Бернару Клеровскому, единственный смысл человеческой жизни - это внутренне постижение бога. Путь подобного постижения- не напряжения человеческого разума и его познавательных возможностей, а вся жизнь человека, стремящегося заслужить сверхъестественную благодать всемогущего бога
|