Философия Канта во многих отношениях считается образцовой, но и она не является окончательной истиной. На этом особенно резко настаивал Георг Гегель, еще один выдающийся немецкий философ.
Кант противопоставлял субъекту внешний мир, объект. Субъект в соответствии с априорными принципами сознания упорядочивает ощущения, которые он получает от своего окружения, и таким образом осваивает мир. Согласно Канту, субъект и объект настолько резко отличаются друг от друга, что о их какой-либо одинаковости не может быть и речи. Против этого как раз и выступает Гегель.
Гегель считает, что благодаря своему мышлению человек обнаруживает одинаковость (философы говорят тождественность) субъекта и объекта. Эту одинаковость, тождественность, общность Гегель называет старым словом идея (возрождается Платон!).
Еще одна мысль Гегеля состоит в том, что само обнаружение идей, уяснение человеком их достоинств (в мире нет ничего важнее, чем идеи) вынуждает начинать философствование не с субъекта, а с самих идей. Философия есть постижение мира в идеях.
По Гегелю, идеи существуют на трех уровнях:
· Идеи сами по себе (идея существования, качества, количества, сущности, противоречия, понятия).
· Идеи в природе (идеи пространства, времени, материи, движения, геологической, растительной животной природы, жизни, смерти).
· Идеи в духе (идеи души, сознания, духа, права, моральности, нравственности, государства, искусства, религии, философии)
Итак, согласно Канту, идеи существуют в сознании, а согласно Гегелю, — в мире.
|