Завершителем теологии и систематизатором схоластики считают Фому Аквинского. Он опирался на труды Аристотеля. Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир. Различая бытие и сущность, Фома, тем не менее, не противопоставляет их, а подчеркивает их корень. Сущность, или субстанция обладают самостоятельным бытием. Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи столько бытия, сколько в ней актуальности. Он выделяет 4 уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности. На низшей ступени бытия Фома составляет лишь внешнюю определенность вещи — минералы неорганической стихии. Следующие ступени — растительная душа, 3 уровень — животные, 4 ступень — предстает форма уже не как организующий принцип материи, а сама по себе независимо от материи. Это дух или ум, разумная душа. Разумная душа носит у Фомы имя «самосущего». Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле, прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. В мире Фомы подлинно сущими оказываются, в конечном счете, индивидуумы. Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Фома Аквинский (1225-1274гг.). центральная фигура средневековой философий позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух ее господствующих направлений - томизма.
Исходным принципом в его учении является божественное откровение, через которое человек для своего спасения узнает нечто такое, что ускользает от его разума. Предметом философии являются истины разума, предметом теологии - истины откровения. Конечным объектом и источником всякой истины является Бог, поэтому нет принципиального различия между философией и теологией.
Центральной категорией философии Аквинского является бытие. Оно есть, и оно есть истина. Придельной полнотой бытия, частью которой являются изменяющиеся вещи, является Бог. Он есть конечная реальность, его силы постоянно в действии. Он может сотворить и безначальное, и бесконечное во времени и в пространстве, поскольку он сам вне времени и пространства.
Фома Аквинский в своих работах сформулировал пять доказательств (аргументов) бытия Бога;
1. Если брать движение во всей его полноте, а не только какмеханическое движение, нельзя не прийти к перводвигателю, т.е. к Богу.
2. Если все в мире имеет свою причину, то должна быть и первопричина, т.е. Бог.
3. Бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно управляться абсолютно необходимой причиной, т.е. Богом.
4. Для измерения степени совершенства всего, что есть в мире, должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, т.е. Бог.
5. Все существующее в мире обладает определенной степенью целесообразности, поэтому должна существовать последняя и главная цель - Бог.
Учение Фомы Аквинского было высоко оценено христианской церковью, он был причислен к лику святых.
|