Китайская философия создала особое представление о человеке. Как и древнеиндийская философия, она связана с обожествлением неба, земли и всей природной реальности. При этом из этой среды выделяется наивысший принцип, который правит миром, от которого зависит существование людей. Этот принцип представляет небо
Для философии Древнего Китая характерно:
1. почитание душ умерших предков;
2. почитание мудрых мужей.
Философия Древнего Китая представлена учениями 2 виднейших философов - Лао-Цзы и Конфуция, литературным памятником "Книга перемен".
Наибольшее влияние на формирование мировоззрения оказало учение Конфуция - конфуцианство. Собственные взгляды Конфуция были изложены в книге "Беседы и суждения". Сложилось конфуцианство в период испытания для Китая, который получил название эпохи борющихся царств, воюющих государств. Отсюда конфуцианство акцентирует внимание на проблемы, способствующие созданию единого государства.
Главное в конфуцианстве - социальная этика, т.е. как вести себя человеку в обществе. Они понимали воспитание человека в духе уважения человека и почтительности по отношению к окружающим и обществу. Человека они рассматривают в связи с его функциями в обществе. «Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение, т.е. должна быть гармония». Подлинное соблюдение порядка ведет к должному выполнению обязанностей. Исполнение должных функций к появлению человечности. Человечность – это понятие «Жень», которое занимает центральное место в учении Конфуция- это закон идеальных отношений между людьми, в семье, обществе, государстве. Человечность предполагает помогать другим, достичь того, чего бы ты сам хотел достичь. Основной принцип "Жень" - "Чего не желаешь себе, того не делай людям".
"Ли" (почтительность, нормы общежития) включает в себя широкий круг правил, регламентирующий все сферы общественной жизни (от семьи и включая государственные отношения), все отношения внутри общества.
Понятие благородства человека у Конфуция занимает важное место и имеет 5 качеств:
1. быть гуманным
2. должно быть развито чувство долга;
3. быть искренним, честным;
4. необходимо соблюдать нормы поведения
5. обладать сыновей почтительностью старших.
По Конфуцию степень гуманности - это знание. Большое внимание он уделяет искусству владеть, управлять собой. «Владение собой – это рычаг, который поможет перевернуть собственную жизнь. Человек не умеющий управлять собой не сможет управлять другими».
«Учиться и не размышлять – напрасный труд, размышлять и не учиться пагубно».
По Конфуцию всякий руководитель должен развивать 5 полезных качеств:
1. давать работу не вызывая ропота;
2. желания без алчности;
3. держатся с достоинством, но без чванства;
4. быть внушительным, но не свирепым;
5. руководителю надо бороться с 4 вредными качествами:
· казнить людей, не наставляя их - это бесчеловечно
· требовать немедленно, исполнить что-то, не предупредив заранее
· медлить с распоряжениями, а затем требовать их срочного выполнения
· для правителя скверно быть мелочным.
Главные темы учения Конфуция - нравственные принципы, социальные отношения, проблемы государственного управления.
Учение Лао-Цзы – даосизм. В центре внимания даосизма стоят природа, космос, человек. Мир постоянно находится в движении, изменении. Человек, который вышел из природы, должен в ней и находится. Усиление общества, порожденное цивилизацией, ведет к противоречию с миром. Мир – это священный сосуд, которым нельзя манипулировать, если кто им манипулирует, им будет и уничтожен . Отсюда соблюдение меры во вещей – главная задача. В процессе деятельности не следует нарушать естественный ход событий. Необходимо соблюдать следующие правила:
1. Сохранять природу в целостности и чистоте;
2. Внутреннее отшельничество (свой внутренний мир);
3. Не обременять себя посторонними вещами.
Существует три метода продления жизни:
1. Физический (упражнения, правильное дыхание);
2. Физиологический (умение строить отношения между мужчиной и женщиной);
3. Нравственный (добродетельные поступки).
|