Второй крупный период русской философии начинается в XVIII в. Философия и русская духовная культура развиваются под влиянием европеизации и секуляризации общественной жизни. Раскол русской церкви заменил идеал «Святой Руси» на идеал «Великой Руси». Церковь попала под власть царя. С образованием в 1755 г. Московского университета философия отходит от схоластического образования и становится свободной.
Пропагандистами научного знания и философии Нового времени на Руси были Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.
Ломоносов (1711 — 1765) заложил основы материальной традиции. По его закону в основе мироздания лежат мельчайшие частицы — монады. Материя есть то, что составляет тела. Тело состоит из материи и формы, но материя зависит от формы. Ломоносов не отвергает и Бога — всемогущего двигателя. Ломоносов проводит идею деления мира между религией и наукой.
Александр Николаевич Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву» обличает самодержавие и крепостничество, провозглашает идею человечности.
|