Русская философия XIX в. Именно в этот период начинается философское творчество в России. Выдающиеся философские течения XIX в.: шеллингианство (Д.М. Веланский, И.И. Давыдов, М.Т. Павлов, В.Ф. Одоевский, Д.В. Веневитинов, -
«Общество любомудров»).
Основателем самостоятельной философии России был Петр Яковлевич Чаадаев с «Философскими письмами». Центральная проблема — философия человека и философия истории. Коллективная сущность человека отличает его от животного. Определяющим фактором общественного развития является, божественное провидение.
Оценка исторического прогресса России у Чаадаева двойственна:
1. Россия заблудилась и живет без будущего и прошлого;
2. В силу отличия от Запада Россия имеет особую «вселенскую миссию», ее ждет великое будущее.
Таким образом, Чаадаев объединяет в своих письмах 2 направления: славянофильство (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский и др.), отрицающее влияние Запада на Русь, ее коренные начала — православие и община, возврат к патриархальной жизни, утверждение православия как вечного начала, идеал «Святая Русь», только в христианском единении личность обре тает свою силу и значимость; западничество (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский, И.С. Тургенев) — они критиковали церковь и тяготели к западноевропейской цивилизации.
Народничество (60-70 гг. XIX в.). Желание прийти к социализму, минуя капитализм (Михайловский, П. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин).
Почвенники — продолжатели славянофильства (Достоевский). В конце XIX в. возникают философские системы. К мыслителям этого времени следует отнести Н.Ф. Федорова, Вл.С. Соловьева, Б.Н. Чичерина, Н.О. Лосского и др. Характерные черты философии - антропоцентризм гуманизм, ее религиозный характер. Возникает русский космизм: мистическое направление, теологическое (Н.Ф. Федоров, Вл. Соловьев, П.А. Фефенский) и естественнонаучное (В.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). [Л. № 1, см. Л. № 5, с. 18-24].
|