Начиная с XVIII в., бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии, строительство городов, кораблестроение, военное дело — развитие математики и механики. Новая наука опирается на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование функции труда в угольной и металлургической промышленности. В связи с этим в философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией.
Возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Крупные философы Европы XVII в.: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Р. Декарт (Франция), Б. Спиноза (Голландия), Т. Лейбниц (Германия). Английский философ Френсис Бэкон (1561-1626 гг.) дал качественное описание субстанции, материи.
Прирожденное свойство материи, по Бэкону, — движение. Он называет 19 видов и форм движения: колебания, инерция, стремление, сопротивление, мука, напряжение и др. Родоначальником эмпиризма (познание с помощью разума) в Великобритании был английский философ Ф. Бэкон (1561-1626). Бэкон считает задачей философии сознание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки.
Цель научного знания — в принесении пользы человеческому роду. В отличие от тех, кто видел в науке самоцель. Общая задача всех наук — увеличение власти человека над природой.
Наука — средство, а не цель сама по себе: ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования этих явлений для блага людей. Он ориентирует науку на поиск своих открытий не в книгах, а в поле, мастерской.
Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью. Естествознание должно пользоваться двумя средствами: перечислением и исключением.
Творчество Бэкона оказало сильное влияние на ту общую духовную атмосферу, в которой формировались наука и философия XVII в. Призыв Бэкона обратиться к опыту и эксперименту стал лозунгом для основателей Лондонского общества (Тук, Ньютон).
|