Философия как наука о мудрости, как наука о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, искусства и религии.
Философия в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (фило -мудрец, София – мудрость). Автором термина является Пифагор. Выделил философию как отдельную область знаний Аристотель.
Философию называют «царицей наук», «матерью наук», «наукой наук», т.к. философия - это первая теоретическая наука. Она включала в себя все крупицы знаний, которыми обладали в то время люди. По мере накопления знаний формировалось единое дерево познания: 1 ветвь - естественные науки ( физика, химия, биология); 2 ветвь - общественные науки: (история); 3 ветвь - о мышлении. В XIX веке появилась точка зрения о том, что философия как наука себя исчерпала. В настоящее время философия как любая наука имеет свой собственный объект и предмет изучения.
Каждая наука время от времени начинает обсуждать вопрос о своем предмете. Древние греки считали предметом философии - природу, затем - человека. В Средние века целью философии было найти доказательства существования Бога. Однако есть общая черта всех философских направлений - это всеобщее. Всеобщее - это такие свойства и закономерности, которые проявляются везде и всегда. Например, есть законы частные и общие. Законы всеобщие - законы диалектики (закон отрицание отрицания). В области человеческих отношений философия изучает общечеловеческие ценности. Все это роднит философию с религией и искусством. Философские проблемы являются вечными, но не в том смысле, что и не разрешимы, а в том, что каждое поколение находит на них свои ответы.
Философия - это наука о наиболее общих законах развития человека, природы, общества и взаимодействии между ними.
Философия – это одна из форм мировоззрения.
Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия.
Мифология - это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития. Мифы - это архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире, об управляющих ими богах и духах. Миф - сказание, мифы всех народов. Они имеют общие черты: 1) целостность восприятия мира; 2) очеловечивание природы. В мифологии явления природы и культуры сближались, человеческие черты переносились на окружающий мир, космос и другие явления природы, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались. Здесь отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мыслей и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного.
Второй ступенью освоения мира были религии. Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов или духов. Религия включает в себя мифологию в качестве содержательного элемента, отличается от нее наличием культа-системы утвердившихся ритуалов, догматов, обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений с сверхъестественным.
Религия разделяет мир на потусторонний и посюсторонний; вводит между человеком и природой третью силу божества. Долгое время религия была языческой и только с появлением еврейской и христианской религии, произошел переход к единобожию. С помощью обрядности религия культивирует чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости, придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным. Это придает мировоззрению особый духовно-практический характер.
Исторические особенности религиозно-мифологического мировоззрения связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, зависимостью его от неосвоенных, непокоренных сил природы и общественного развития, а также с недостаточным развитием его познавательного аппарата. В этих условиях мировоззренческие конструкции вступали в социальное и индивидуальное взаимодействие в форме образов и символов.
Третьей ступенью была философия. Причин появления философии две: 1) на уровне мифологии и религии возникли группы людей, которые осуществляли функции идеологов (колдуны, шаманы, священники, жрецы). Философия возникла как реакция на идеологическую цензуру, как стремление к свободе мысли; 2) люди пытались объяснить мир, исходя из него самого, не прибегая к третьей силе.
Решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения - с позиции разума, рациональной оценки. Философия - это теоретически сформулированное мировоззрение. Она пытается решить основные мировоззренческие проблемы посредством мышления, опирающегося на понятие и суждение, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам.
|