Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Гуманитарные науки :: Основы философии
Философия Древней Индии
 Древняя философия зародилась в I тысячелетии до н.э. почти одновременно в Индии, Китае, Греции. Расцвет ее приходится на IV в. до н.э. Философские идеи в Древней Индии начали формироваться приблизительно во II тысячелетии до н.э. Бо­лее ранних примеров человечество не знает. В наше время они стали известны благо­даря древнеиндийским литературным памятникам под общим названием "Веды" (зна­ние, ведение), представляющих собой сборник священных песен, гимнов, заклинаний. В "Ведах" впервые сделана попытка приблизиться к философскому толкованию окру­жающей человека среды. Философия веданты изложена в Упанишадах - комментариях к "Ведам". "Упанишад" буквально означает "сидеть у ног учителя", т.е. постигать тай­ный смысл текста. Они появились приблизительно в IX-VI вв. до н.э., и по форме представляли диалог мудреца со своими учениками или же человеком, ищущим истину и впоследствии становившимся его учеником. В "Упанишадах" сделана попытка обсу­ждения таких существенных философских проблем, как выяснение первоосновы при­роды и человека, сущности человека, его места и роли в окружающей его среде, позна­ние способностей, нормы поведения и роли в этом человеческой психики. Одно из философских учений - брахманизм. Роль первоосновы мира отводится духовному началу - "брахман", "Атман". Эти понятия трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека. Брахман возник первым из богов, творец всего, хранитель мира. Поистине, вначале это было одним Атманом. Не было ничего другого, что бы. Он придумал. "Теперь я создам миры". Он создал эти миры. (См. Древнеиндийский миф о создании женщины). В других случаях первоосновой является пища, вода, воздух, земля и огонь.
 
Познание и приобретенное знание подразделяются на 2 уровня: низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только окружаю­щую действительность - это знание не может быть истинным. Познание истины воз­можно только через высший уровень знания, которое формируется благодаря йогическим упражнениям. Одна из важнейших проблем в "Упанишадах" - исследование сущ­ности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители Древней Индии выделяют такие элементы, как сознание, воля, намять, дыхание, раз­дражение, успокоение и т.д. Уделяя значительное внимание этическим проблемам, ав­торы "Упанишад" призывают к пассивно-созерцательному поведению и отношению к окружающему миру, считая высшим блаженством не чувственные удовольствия, а бла­гостное, спокойное состояние души. Именно в "Упанишадах" впервые ставится про­блема переселения душ (сансара) и оценка прошлых действий (карма). Своеобразным продолжением брахманизма является буддизм (философское учение принца Гаутамы Будды) - религия возникла в VI-V вв. до н.э.. Суть учения: Жизнь есть страдание. Причина страдания - дхармы, бесконечные вспышки жизненной энергии. Освобождение от дхарм (мокша) состоит в отрешении от страстей и достижений в противовес непостоянству дхарм не­коего постоянного, сущностного состояния - нирваны (остывание, угасание). Метод по­стижения истины и приближения к нирване - праведная вера в необходимость подав­лять страсти, решимость, речь, дела, жизнь, мысль, помыслы и созерцание.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015