Древняя философия зародилась в I тысячелетии до н.э. почти одновременно в Индии, Китае, Греции. Расцвет ее приходится на IV в. до н.э. Философские идеи в Древней Индии начали формироваться приблизительно во II тысячелетии до н.э. Более ранних примеров человечество не знает. В наше время они стали известны благодаря древнеиндийским литературным памятникам под общим названием "Веды" (знание, ведение), представляющих собой сборник священных песен, гимнов, заклинаний. В "Ведах" впервые сделана попытка приблизиться к философскому толкованию окружающей человека среды. Философия веданты изложена в Упанишадах - комментариях к "Ведам". "Упанишад" буквально означает "сидеть у ног учителя", т.е. постигать тайный смысл текста. Они появились приблизительно в IX-VI вв. до н.э., и по форме представляли диалог мудреца со своими учениками или же человеком, ищущим истину и впоследствии становившимся его учеником. В "Упанишадах" сделана попытка обсуждения таких существенных философских проблем, как выяснение первоосновы природы и человека, сущности человека, его места и роли в окружающей его среде, познание способностей, нормы поведения и роли в этом человеческой психики. Одно из философских учений - брахманизм. Роль первоосновы мира отводится духовному началу - "брахман", "Атман". Эти понятия трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека. Брахман возник первым из богов, творец всего, хранитель мира. Поистине, вначале это было одним Атманом. Не было ничего другого, что бы. Он придумал. "Теперь я создам миры". Он создал эти миры. (См. Древнеиндийский миф о создании женщины). В других случаях первоосновой является пища, вода, воздух, земля и огонь.
Познание и приобретенное знание подразделяются на 2 уровня: низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только окружающую действительность - это знание не может быть истинным. Познание истины возможно только через высший уровень знания, которое формируется благодаря йогическим упражнениям. Одна из важнейших проблем в "Упанишадах" - исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители Древней Индии выделяют такие элементы, как сознание, воля, намять, дыхание, раздражение, успокоение и т.д. Уделяя значительное внимание этическим проблемам, авторы "Упанишад" призывают к пассивно-созерцательному поведению и отношению к окружающему миру, считая высшим блаженством не чувственные удовольствия, а благостное, спокойное состояние души. Именно в "Упанишадах" впервые ставится проблема переселения душ (сансара) и оценка прошлых действий (карма). Своеобразным продолжением брахманизма является буддизм (философское учение принца Гаутамы Будды) - религия возникла в VI-V вв. до н.э.. Суть учения: Жизнь есть страдание. Причина страдания - дхармы, бесконечные вспышки жизненной энергии. Освобождение от дхарм (мокша) состоит в отрешении от страстей и достижений в противовес непостоянству дхарм некоего постоянного, сущностного состояния - нирваны (остывание, угасание). Метод постижения истины и приближения к нирване - праведная вера в необходимость подавлять страсти, решимость, речь, дела, жизнь, мысль, помыслы и созерцание.
|