Начальный период становления русской философии — XI-XVII вв. Называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Русская философия характеризуется связью с мировой философией, но с 988г. (Крещение Руси) ей присуща самобытность — соединение славянского языческого мировоззрения и христиан (Византия + античность). С самого начала русская философия использовала свою собственную письменность (IX в. — Кирилл и Мефодий). Развитие русской философии идет через развитие русской культуры. Многие философские идеи воплощаются через литературные образы, изобразительное искусство, архитектуру (например, икона А.Рублева «Троица» имеет глубокий философский смысл и содержание мировоззрения в красках). Первым философским произведением следует считать труд киевского первого русского митрополита Иллариона — «Слово о законе и благодати» (прибл. 1049), где содержатся размышления о судьбе России, о большом значении и предназначении русского народа и русского государства в мире. Решающая роль в становлении философской мысли Древней Руси принадлежит православному духовенству, центрами духовной жизни являются монастыри. Но, несмотря на это, проблематика философии не сводилась к осмыслению только религиозных догм и Бога. Так было распространено учение о стихиях как первоэлементах. Так, в «Изборнике» 1073г.. статье Иустина Философа, сообщается, что тело человека как весь мир «сложено есть от огня, воздуха, воды и от земли». Большой интерес философия проявила к нравственно-эстетической и исторической проблематике.
Например, «Поучения» В.Мономаха, излагает кодекс эстетического поведения. В начале XVI в. монах Филофей изложил в послании царю Василию III свою знаменитую теорию «Москва - 3 Рим». Первые 2 Рима — как центры христианского учения. «Третий Рим» — Москва являлся истинным православным продолжателем христианского учения и ему стоять «вечно». Два первых Рима пали, так как изменили православию, за что и были подвергнуты каре божьей. Теория «Москва — 3 Рим» была призвана идеологически, обосновать необходимость объединения Руси вокруг Москвы. С XVI в. началось идеологическое оформление национального самосознания русского народа — «Русская идея» Максим Грек советует Василию III обратиться к справедливости, нравственному поведению и ответственности перед народом. В XVI-XVII вв. русская мысль интересует и церковно-политическая идеология — отношения между церковью и государством. Патриарх Никон считал, что церковная власть выше светской. С целью повышения авторитета церкви Никон в середине XVII в. (1653 — 1660 гг.) проводит реформу, вызвавшую раскол в церкви. Совершенно иное отношение к церкви у Юлия Крижанича (1618 — 1683). Он возлагал большие надежды на московского царя в деле объединения и защиты славянского народа. Власть должна заботиться о народе: «Честь, слава, долг, обязанность короля — сделать свой народ счастливым. Ведь не королевства для короля, а король для королевства». В этот период начался процесс секуляризации — освобождения от церковного влияния. Этот процесс связан XVIII в.
Вывод: Древнерусская философия XI-XVIII вв. развивается в рамках русской культуры. Древнерусская философия испытывает влияние христианской религии (с 988 г.), византийской культуры, славянских традиций. Представители древнерусской философии поднимают следующие проблемы: осмысление религиозных догм и Бога, первоэлементов, нравственно-эстетические и исторические, значения и судьбы России, русского народа и его предназначение, сущности, государственной власти, отношения церкви и государства и т.д. Начинается процесс секуляризации.
|