Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в V-IVвв. до н.э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных законов о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. В отличие от мифологии фолософы пытались ответить на вопрос: «Из чего все произошло?» Не случайно первых греческих философов называли "физиками" (от греч. - природа).
Первым философом был Фалес «Все вещи возникли из воды, разрушаясь, вновь превращаются в воду». Одним из наиболее крупных философских учений ранне-греческой философии является учение Гераклита Эфесского. В качестве начала Вселенной рассматривает огонь. Мир, по Гераклиту, - упорядоченная система - Космос. Образование этого Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей. "Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного". "На входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды". Вся природа, не останавливаясь, изменяет свое состояние. "В одну и ту же реку нельзя войти дважды и нельзя дважды достигнуть смертную природу в одном и том |же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает ее. Рождение, происхождение никогда не прекращается". "Солнце не такое новое каждый день, но вечно и непрерывно новое". Таким образом, в раннегреческой философии налицо совмещение философского и физического (естественнонаучного) подхода в объяснении первоначала мира.
Дальнейшим крупным шагом в развитии древнегреческой философии была философия Элейской школы Парменида, Зенона, Ксенофана. Центральное понятие их философии - бытие (См. лекцию № 6-7). Продолжил решение проблем бытия Демокрит. Суть его атомизма: "В мир нет ничего, кроме атомов и пустоты, все существующее разрешается в бесконечное множество первоначальных неделимых вечных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом.
|