Средневековая философия Запада и Востока - это прежде всего философия до-индустриального, феодального общества, для которого характерно господство теологии и религии. В чем суть феодальных отношений? Наряду с феодальной собственностью существовала частная собственность, хозяйство крестьян и ремесленников. И хотя феодал имел право купить или продать работника, но не имел права убить его. Такое разделение производственных отношений требовало социального и идеологического подкрепления. Такой основой стала религия. Религия является господствующей идеологией. Духовенство было единственным образованным классом. Исходным пунктом философских размышлений стали догматы Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знаниям, религии, а не науке. Характерной чертой средневековой философии является теоцентризм - обращение к Богу, его сущности, как первопричины и первоосновы мира. Бог не только творит мир, но и правит миром и человеком. В центре - учение о человеке. Вопросы средневековой философии: - Сотворен ли мир Богом? - Как сочетается свобода, воля человека и божественная необходимость? Если Бог истина, добро и красота, то почему есть зло, и он его терпит? Чего в человеке больше - разумного или животного?
При европейском феодализме господствующей являлась христианская церковь, религия, которая представляла собой строгую централизованную систему контроля над умами и душами людей. Эти цели осуществляла католическая церковь во главе с римским папой. Церковь враждебно относилась к язычеству, особенно к материалистическим учениям. Основными формами развития философской мысли в средние века были:
- апологетика - философское обоснование, защита христианства;
- патристика - философское учение "Отцов церкви". Ярким представителем последней формы был Августин Блаженный. Его основные работы: "Град божий", "Град человечий", "Исповедь". Августин — основатель схоластической философии;
- схоластика (школа) — средневековая христианская философия, господствующая в школе преподавании и зависящая от теологии. Основная задача схоластики — защита, обоснование и систематизация религиозных догматов логическим, абстрактным путем.
Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Под реализмом понималось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире.
Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме, и только благодаря этому разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность есть не что иное, как всеобщее понятие. Поэтому для реалистов познание возможно лишь с помощью разума, поскольку только разум способен постигать общее.
Противоположное ему направление носило название номинализма. Номинализм - это философское учение, отрицающее онтологическое значение общих понятий и утверждающее, что они существуют не в действительности, а только в мышлении. По утверждению номиналистов, общие понятия - это только имена, они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Поэтому универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты доказывали даже, что реально лишь единичное, а общее - только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.
Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, поставленной еще Аристотелем, который различал первичные и вторичные сущности, но затруднялся в определении онтологического статуса и тех, и других.
|