Аврелий Августин Блаженный (354-430), отец церкви, родился в г. Тагасте в Северной Африке в семье небогатого римского чиновника. Обучаясь в школе риторики в Карфагене, он познакомился с трактатом «Гортензий», который возбудил его интерес к философии. Первоначально Августин являлся языческим философом. После глубокого знакомства с Священным писанием он принимает христианство. Проштудировав произведения Платона, Плотина Августин пишет первые сочинения. Против академиков, «О блаженной жизни» и др., как идеолог христианства. В 413 г. он пишет самое обширное и знаменитое произведение «О Граде божьем». Мировоззрение Августина — теоцентрично. Августин истолковывает бога как личность, показывает наличие воли в божественном интеллекте, что обуславливает всякое творение, в том числе и сотворение богом человека.
Душа имеет начало, поскольку она сотворена богом, но она не может иметь конца: будучи бессмертной, она существует и после смерти. Душа включает в себя основные функции: мысль, память, воля.
Центральное место в теории познания Августина занимает проблема превосходства веры над разумом — «Верить, чтобы понимать». Августин не отрицает роль разума в познании человека, а лишь в некотором принижении значения человеческого разума, который без помощи христианского откровения был бы неспособен обосновать ни одной истины.
Социальное учение Августина состоит в том, что имущественное неравенство людей — необходимое явление общественной жизни — это следствие первородного греха человека. Материальный недостаток выпадает людям не за их заслуги, это божественный промысел. Полнота человеческого счастья воцарится лишь в граде Божьем.
Для Августина все люди суть не что иное, как воля.
Наблюдая внутреннюю жизнь человека и, прежде всего, собственную, Августин с сокрушением констатирует, что человек знает добро, однако же, воля его не подчиняется ему, и он делает то, чего не хотел бы делать. Раздвоение человека он называет болезнью души, неподчинением ее самой себе, т.е. высшему началу в себе. Поэтому согласно средневековым учениям, человек не может преодолеть своих греховных увлечений без божественной помощи, то есть без благодати. Августин открывает внутренний мир человека, целиком обращенного к надкосмическому творцу. Глубины души такого человека скрыты даже от него самого, они доступны только богу. Постижение этих глубин необходимо для человеческого спасения. Таким путем открываются тайные греховные помыслы, от которых надо очиститься. «Исповедь» Августина. Августин рассматривает человеческую память, время — это достояние самой человеческой души. А поэтому даже если бы не было вообще Космоса и его движения, но оставалась бы душа, то было бы и время. Наше знание о собственном существовании, т.е. наше самосознание, по убеждению Августина, обладает абсолютной достоверностью в нем невозможно усомниться.
Августин не определяет времени конца человеческой истории. Град Божий — не более чем нравственный идеал, этический абсолют.
|