Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Гуманитарные науки :: Основы философии
Аристотель
Платон был первым греческим мыслителем, основавшим философскую школу. платоновская Академия, привлекавшая к себе ученых со всех концов Средиземноморья, просуществовала почти 900 лет, пока в 529 г. н. э. ее не закрыл восточно-римский император Юстиниан. С 367 г. до н. э. к Академии принадлежал и величайший из учеников Платона Аристотель, сын врача, родившегося в Стагире и потому часто называемый Стагиритом. Пo видимому, он уже вышел из дома с необходимыми знаниями филологии и анатомии и со склонностью рассматривать явления природы как процессы органические. Трезвый эмпирик, Аристотель со временем разочаровался в платоновской системе и после смерти учителя покинул Академию - произнеся при этом, по преданию, знаменитые слова: «Друг мне Платон, но больший друг истина». В роще, посвященной Аполлону Ликейскому, он основал новую школу, названную Ликсом где и прогуливался целыми днями со своими учениками, беседуя на философские темы; из-за таких, прогулок его школу стали называть также перипатетической («перйпатос» - крытая галерея для прогулок вокруг двора). Известно, что еще до основания собственной школы, Ликея, Aристотель несколько лет. был воспитателем наследника македонского престола, будущего Александра Великого.
 
В противоположность Платону Аристотель отрицал самостоятельное существование общих понятий - «идей», составляющих, по Платону, сущность чувственно воспринимаемых вещей. Невозможно, объясняет Аристотель, чтобы сущность вещи находилась в некоем особом мире, отдельно от самой вещи. А потому реальны только сами эти вещи; они познаваемы, эмпирически, и именно от них люди производят общие понятия. Только реальный материальный мир существует, отдельных от него субстанций нет. Признав это, философ тем самым решительно отверг всю систему платоновского идеализма, сближаясь с воззрениями материалистов.
 
Вo всякой реально и самостоятельно существующей вещи, т. е. субстанции, он различает две составляющие: материю, заключающую в себе лишь возможность возникновения и развития вещи, и, форму, которая является причиной, превращающей возможность в действительность, а также целью процесса, «тем, ради чего» все происходит.. Развитие природных явлений - беспрерывный     процесс     оформления     материи.     Ни материя, ни форма не существуют, раздельно, но образуют неразрывное единство. В семени растения заключена возможность его роста и одновременно та энергия, то деятельное начало (форма), которое актуализирует эту возможность; форма, по Аристотелю, как бы предшествует материи, подобно тому как план постройки предшествует строительству. Растение стремится к полной зрелости, повинуясь высшей, или конечной, причине и цели всякого развития («форма всех форм», или энтелехия). Учение об энтелехии основывается на признании изначальной целесообразности всего сущего, на признании первопричины, «перводвигателя» - Мирового Разума, недвижимого, неизменного, совершенного, не связанного с материей (отсюда - «форма всех форм», отличная от других, «низших» форм.). «Перводвигатель» является конечной причиной всех явлений и в то же время их целью.

В своей теории познания философ отвергает априоризм Платона, считавшего предметом познания мир сверхчувственных «идей». Сам материальный мир, учит Аристотель, доступен познанию являясь источником достоверных ощущений. Ощущениям, однако дают знание лишь единичного особенного в вещах, познание же общего в единичных вещах достигается лишь силою мышления, при помощи теоретических понятий, выведенных из ощущений. Эмпиризм и реализм философа видны и в его этике, и в учении об идеальном государственном устройстве.
 
Цель всех человеческих стремлений - счастье, идти же к нему можно только путель разумной деятельности, состоящей в следовании добродетелям. Добродетель есть всего лишь соблюдение меры во всем, и всегда занимает срединное положение между двумя крайностями: так, добродетель мужества есть нечто среднее между трусостью и безрассудной дерзостью, а щедрость располагается между скупостью и расточительностью.
Тaкoй же взвешенный подход и реализм проявляет    Аристотель    и в    учении    о государстве. Платон возводил здание своей утопии, не считаясь с конкретными историческими условиями и не занимаясь длительным, эмпирическим анализом, уже существовавших в тогдашнем мире форм, правления. Иначе поступает его ученик, внимательно исследовавший типы политической организации 158 известных, ему государств, подобно тому как в этике наилучшим способом, поведения он признает выбор «среднего» пути, так и в политике «средняя» форма государственного устройства - «полития», свободная от крайностей аристократического, тиранического и демократического строя, - является, по мнению Аристотеля, наилучшей.
К заслугам Аристотеля относится не только создание им собственной оригинальной системы. Он был и великим, организатором, и систематизатором всех накопленных к его времени научных знаний. Платон справедливо назвал долг своего ученика читальней: интеллект Аристотеля требовал все новых материалов из самых разных областей тогдашней науки, достаточно взглянуть на 11 книгу его трактата «политика», критикующую все известные автору формы правления и своды законов греческих государств, чтобы убедиться в огромной эрудиции философа. А ведь познания его охватывали также зоологию и механику, поэзию и риторику. Систематизировал он и сами философские знания, выделив, например, логику как самостоятельную науку. Философию он поделил на практическую философию (этика, политика, риторика, экономика, поэтика) и теоретическую (физика, математика, метафизика). Особенно славилось в античности его учение о происхож­дении животных, а его классификация животных удержалась в европейской науке вплоть до создания в XVII в. системы. К. Линнея. Столь же долго и эстетика не могла освободиться от разработанной Аристотелем в трактате «Поэтика» теории подражания, на которой основывалась его классификация искусств. Еще большая посмертная слава ждала Аристотелеву    логику,    разработанные    им    законы    и правила научного мышления, методы исследования и доказательства, классификацию общих, теоретических понятий, или категории. Нo и это лишь часть того необозримого наследия, которое оставил многим, поколениям потомков этот универсальный гений древнегреческой культуры.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015