Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Гуманитарные науки :: История
Россия на рубеже тысячелетий (1997—2002 гг.)
В мар­те 1997 года в рамках ежегодного послания президента Фе­деральному собранию было заявлено о начале нового этапа либеральных социально-экономических реформ. В качестве приоритетных направлений выделялись программы сокра­щения бюджетного дефицита и пенсионной реформы, борь­ба с коррупцией. В состав правительства вошли «молодые реформаторы»: Б. Немцов и А. Чубайс.
Деятельность нового правительства в основном свелась к регулированию финансовых и налоговых потоков внутри страны. Привлечение новых финансовых займов (6 млрд. долларов), жесткая социальная политика позволили, соглас­но официальным данным, достигнуть незначительного при­роста валового внутреннего продукта в России в первом по­лугодии 1997 года. Вместе с тем, все более очевидным ста­новилось давление внутреннего и внешнего долга на эконо­мику страны. Существенной проблемой оставались инфля­ционные процессы.
23 марта 1998 года Б.Н. Ельцин издал указ о роспуске правительства. Исполняющим обязанности главы правитель­ства был назначен С. Кириенко. Правительственный кризис способствовал резкому обострению в отношениях президен­та и парламента: Государственная Дума утвердила кандидатуру нового премьера только с третьего захода. Президент Ельцин вынужден был пойти на новые кадровые чистки (в отставку снова отправили А. Чубайса, а также министра внутренних дел А. Куликова).
Новое правительство ввиду финансовой задолженности страны попыталось проводить более жесткую экономичес­кую политику, предусматривающую повышение ставок на­логов и торговых пошлин. Данный подход, осуществляе­мый в отрыве от прежней политики, с наличием ряда но­вых ошибок, привел сначала к новому росту цен, а затем, к самому глубокому финансовому обвалу в истории новей­шей России. 17 августа ознаменовалось фактическим фи­нансовым банкротством России, падением рынка государ­ственных краткосрочных обязательств (ГКО). Правитель­ство прекратило выплату процентов по долгам междуна­родным заемщикам, объявило о девальвации рубля по от­ношению к доллару и о погашении государственных каз­начейских обязательств. Финансовый кризис перешел в стадию неконтролируемого роста цен (на 20% подорожали отечественные товары и на 80% импортные). Вновь ухуд­шилось положение подавляющей части населения страны, в том числе, и средних слоев. В этих условиях отставка кабинета С. Кириенко оказалась неизбежной. Президент Ельцин попытался вновь вернуть к власти бывшего пре­мьера В. Черномырдина, однако его кандидатура вызвала резкое недовольство левоцентристского большинства Гос­думы. Начался поиск реального претендента на должность премьер-министра. Выбор был сделан в пользу министра иностранных дел Е. Примакова, который и стал руководи­телем антикризисного правительства, получив поддержку парламента.
Е. Примаков сформировал новое правительство фактичес­ки коалиционного характера, так как в него вошли предста­вители ведущих партий и думских фракций. Данный состав обеспечил экономическую и политическую устойчивость внут­реннего положения России в конце 1998 — первом квартале 1999 г. Первые шаги правительства, связанные с нормализа­цией финансового рынка, стабилизацией курса валют вызва­ли одобрение в обществе. Спад в развитии отечественной про­мышленности сменился устойчивым увеличением производственных показателей. Вместе с тем, переходный характер правительства в комплексе с различным видением проблем экономики страны, не позволяли правительству предприни­мать решительных мер. По мере приближения к новым вы­борам снижалась поддержка премьера со стороны президент­ских структур, для которых очевидным становилось усиле­ние Примакова как потенциального претендента на должность президента от оппозиционных сил.
В мае 1998 года на пост председателя правительства в качестве исполняющего обязанности премьера вместо Е. При­макова был назначен министр внутренних дел С. Степашин. Основным направлением деятельности нового состава пра­вительства стало урегулирование положения на Северном Кавказе, на территориях граничащих с Чеченской Республикой (в основном, в Дагестане). Присутствие воору­женных чеченских групп в дагестанских поселениях делало обстановку в этих районах крайне нестабильной. Однако пе­реброска дополнительных частей федеральных сил на тер­риторию Дагестана произошла со значительным запоздани­ем. Критика неубедительных действий правительства на Се­верном Кавказе привела к отставке с поста главы прави­тельства Степашина. Исполняющим обязанности главы ка­бинета министров был назначен В.В. Путин.
Новая кадровая перемена в правительстве совпала с нача­лом активных действий российских войсковых подразделе­ний в Дагестане. Несмотря на то, что военные действия про­ходили с переменным успехом, федеральным войскам уда­лось освободить дагестанские селения от вооруженных групп боевиков и перенести операцию на территорию Чеченской Республики. Ликвидация баз террористов в Чечне, возобнов­ление контроля над ее территорией стали важной составляю­щей предвыборной президентской кампании Путина. Успех на парламентских выборах 1999 года проправительственного избирательного блока «Единство» (23,3% голосов) также уси­ливал шансы на избрание В. Путина. Способствовали этому и удачно разворачивающиеся военные действия российских войск в Чечне. Учитывая данные обстоятельства и желая обес­печить успех на выборах своему преемнику, президент Ель­цин 31 декабря 1999 года объявил о сложении президент­ских полномочий. Согласно Конституции 1993 года к исполнению обязанностей президента Российской Федерации при­ступил глава правительства В. Путин.
В течение зимы 2000 года федеральным войскам уда­лось взять под контроль ключевые населенные пункты Че­ченской Республики. Операция переместилась в ее столицу — Грозный: крупные вооруженные формирования сепарати­стов были уничтожены в городе к 6 февраля. Противостоя­ние российской армии и чеченских боевиков перешло в ста­дию партизанской войны. Новые военные успехи способство­вали дальнейшему росту популярности главы государства: на состоявшихся 26 марта очередных выборах президента В. В. Путину удалось победить в первом туре, набрав 52% голосов. В мае этого же года было сформировано новое пра­вительство, которое возглавил М. Касьянов.
В числе приоритетных направлений деятельности пра­вительства можно обозначить следующие:
• разрешение чеченской проблемы. Помимо жесткой по­литики к непримиримой оппозиции, предусматривается вос­становление экономики Чечни, налаживание отношений с чеченскими лидерами, отвергающими вооруженные мето­ды борьбы и непричастными к террористическим актам;
• государственно-конституционное преобразование стра­ны, связанное с укреплением роли федерального центра, созданием вертикали власти. В соответствии с данной кон­цепцией реформирования политической системы 13 мая 2000 года был издан президентский указ, предусматривающий создание в стране семи федеральных округов, объединяю­щих группу федеральных субъектов: областей, краев, рес­публик, — и назначение в каждом из них полномочного пред­ставителя президента. В качестве составного элемента ис­полнительной власти России создавался Государственный Совет РФ, объединивший всех губернаторов и руководите­лей субъектов Федерации. Реформированию подвергся и ' Совет Федерации, где изменению подлежала система выбо­ров. Ряд законодательных актов касался и символики рос­сийского государства: парламент утвердил конституционные законы о гербе, флаге и гимне страны.
В своих предвыборных обещаниях, касающихся разви­тия экономики и социальной политики, В. Путин четко обо­значил их основные цели. Это создание эффективной рыночной экономики, которая и по своей структуре, и по прин­ципам организации должна мало отличаться от экономик развитых рыночных стран мира, а также обеспечение на этой основе достойного уровня жизни всех граждан.
Экономическая программа нынешнего правительства направлена на достижение устойчивого и динамичного раз­вития экономики, повышение ее конкурентоспособности посредством проведения либеральных реформ; структурную перестройку народного хозяйства; сокращение государствен­ных расходов. Одной из практических мер стала реформа системы налогообложения, выразившаяся во введении с 1 января 2001 года единой 13-процентной ставки налога на доходы физических лиц по большинству получаемых дохо­дов. В настоящее время правительство России разрабатыва­ет и проводит в жизнь пакет законов, направленных на под­держку малого и среднего бизнеса, включающий радикаль­ное снижение налогового бремени вплоть до полного осво­бождения предпринимателей от уплаты ряда налогов, зна­чительное упрощение процедуры регистрации предприятий.
XXI век: альтернативы будущего развития России. По какому пути пойдет дальнейшая трансформация российско­го общества? Вокруг каких сценариев дальнейшего разви­тия страны ведется сейчас борьба на макроуровне процесса социальных изменений? Можно выделить следующие аль­тернативы:
1) авторитарно-силовой сценарий, предполагающий рез­кое усиление государства, повышение роли силовых струк­тур, ужесточение контроля над рыночным сектором эконо­мики, расширение репрессивных и сужение демократических методов осуществления политической власти;
2) консервативно-государственный сценарий, означаю­щий формальное сохранение рыночных отношений и демок­ратических процедур при значительном усилении конт­рольных функций бюрократического аппарата в экономике и других сферах общественной жизни;
3) олигархический сценарий, связанный с воспроизвод­ством того режима, который сложился в 90-е годы XX века и получил название «нового смутного времени».
В российском обществе есть определенные социальные силы, поддерживающие сценарии, в большей степени ориентированные на становление правового государства, в час­тности: 4) либерально-демократический и 5) социал-демок­ратический. Первый из них предполагает развитие либе­ральной рыночной экономики, а второй — партнерство тру­да и капитала под эгидой надклассового государства.
Перед современной российской политической элитой сто­ит проблема разработки и реализации в ближайшее время программы выживания и развития страны. Для этого необ­ходимо сформировать концепцию создания собственных тех­нологий производства, управления, обеспечить легитимность действий властных органов со стороны населения. Для ре­шения этих и подобных им задач России предстоит пройти долгий и нелегкий путь. Но российской истории известны примеры, когда катаклизмы сплачивали народ и давали мощные импульсы развитию общества.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015