Европейская колониальная экспансия оказала существенное воздействие на внутреннюю структуру восточных обществ. Процесс втягивания стран Востока в систему единого мирового рынка подразумевал их политическую зависимость от западных колониальных держав, лишение возможности самостоятельно осуществлять экономическую политику. Европейцы предпринимают усилия по созданию на Востоке рыночной инфраструктуры: от банков и предприятий до железных дорог, портов и баз — и привлечению квалифицированных специалистов. Ставка делалась на местную элиту, получившую европейское образование и проникнутую соответствующими ценностями, — именно таких людей колонизаторы старались поставить на ключевые социальные, экономические и политические посты в зависимых странах.
Первоначальной реакцией восточного общества на такой активный процесс вторжения извне было стремление приспособиться к новым условиям существования. Европейские достижения в науке и технике, идеи либерализма, парламентаризма, демократизма активно усваивались образованной элитой. Социальные верхи Востока стремились сравняться с превосходящим их Западом, модернизировать свое общество по европейскому подобию. Проявлением таких устремлений стали реформы соответствующего характера и направленности, проводившиеся как в колониях, так и в других странах Востока в XIX веке (например, реформы Мэйдзи в Японии).
Здесь осуществляются конституционно-демократические преобразования, создаются парламенты и законосовещательные органы власти, проводятся демократические выборы. Отсутствие массового сопротивления реформам давало европейцам надежду на то, что Восток сможет легко вписаться в европейскую модель развития, смириться с уготованной ему участью в мировой хозяйственной системе.
Такие иллюзии объяснялись тем, что в XIX веке Восток еще не был «пробужден», и от его имени выступали лишь немногочисленные социальные верхи, сотрудничавшие с колониальными властями. Новый XX век стал свидетелем массового национально-освободительного движения, революций в восточном обществе.
|