В прошлом для руководителей было весьма характерным стремление к четкому исполнительству. Хорошим считался такой руководитель, который умел исполнять распоряжения вышестоящих инстанций или инструкции, нормативы, соответствовал принятым типам делового поведения. В последующем стала цениться самостоятельность руководителя. Самостоятельность — это хорошее качество, но оно тоже может проявляться по-разному. Бывает самостоятельность в исполнении и самостоятельность в целенаправленном развитии, бывает инициативная самостоятельность и самостоятельность, ограниченная определенной концепцией делового поведения, может быть самостоятельность опыта и самостоятельность поиска.
Сегодня рождается понятие специалист исследовательского типа. В чем его особенность?
В более детальном представлении можно выделить следующие черты специалиста исследовательского типа:
- проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно;
- умение превентивно, т. е. заранее, заблаговременно, ставить проблемы, когда они еще только зарождаются;
- системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта;
- антиномичность — умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им;
- экспрезентность — способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации.
- развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценке;
- способность к имитации функций различных членов коллектива;
- психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика;
- инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного;
- аттрактивность — способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения.
- способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач;
- умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера;
- способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем "ухода в тень", умением обратиться за советом и помощью.
Все эти свойства существуют не каждое само по себе и не в разрозненной хаотической совокупности, а в системе взаимодействия. Именно это и характеризует специалиста исследовательского типа.
|