Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Гуманитарные науки :: Основы исследовательской деятельности
Система языковых средств, используемая в научно-исследовательской работе
Лексико-грамматические средства
 
Лексико-грамматические особенности научной речи влияют на стилистическое оформление текста научно-исследовательской работы.
В тексте принято использовать большое количество существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных {исследование, рассмотрение, изучение и т.п.).
В работе используется значительное количество слов с абстрактным значением, служебных слов (предлогов, союзов), а также вводных слов, обеспечивающих логические связи между отдельными частями высказывания: таким образом, по нашему мнению, при этом, в связи тем, что и т. д.
В научных текстах рекомендуется применять стандартные слова и словосочетания, выполняющие роль средств связи между предложениями. Пример таких лексических средств, стандартных выражений, наиболее распространенных в научных текстах представлен в таблице 1 (приложение 1).
В исследовательской работе широко представлены относительные прилагательные, реже употребляются качественные.
Поскольку от относительных прилагательных не образуются формы степеней сравнения, то при необходимости использования качественных прилагательных предпочтение отдается аналитическим формам сравнительной и превосходной степени.
Сравнительная степень качественных прилагательных употребляется в виде слов более, менее, для образования превосходной степени чаще всего используются слова наиболее, наименее.
Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой «по» (например, побольше, поменьше, побыстрее), а также превосходная степень прилагательного с суффиксами -айш-, -ейш-, (огромнейшая, величайший).
Характерной особенностью языка научного текста является отсутствие экспрессии. В связи с этим преобладает такая форма оценки, как констатация признаков, присущих определяемому слову. Отдельные прилагательные употребляются в роли местоимений. Так, прилагательное «следующие» заменяет местоимение «такие» и предваряет последовательность перечисления особенностей и признаков.
В научном тексте распространены слова со стертой семантикой, информативно-неполнозначные глаголы (являться, казаться), сочетания глаголов с отглагольными существительными (оказать влияние, находить применение).
Глагол и глагольные формы в научном тексте несут особую информационную нагрузку и служат для выражения постоянного свойства предмета (в закономерностях, установленных ранее или в процессе данного исследования), употребляются также при описании хода исследования, доказательств и т. п. Например, принято писать «рассматриваемая проблема», а не «рассмотренная проблема».
Широко используются возвратные глаголы, пассивные конструкции, что обусловлено необходимостью подчеркнуть объект действия, предмет исследования (например, «В данной статье рассматриваются...»; «В работе исследуются... »).
В научной речи распространены указательные местоимения этот, тот, такой, которые не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания (например, «Эти данные служат...»; «Такое исследование...»).
Местоимения «что-то», «кто-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте дипломной работы не используются.
В основном в лексическом составе исследовательской работы выделяются три группы слов:
1. Терминологическая лексика. Специальные термины выражают объекты науки однозначно.
2. Общенаучная лексика. Лексическое окружение терминов: слова и словосочетания, которые в общеязыковом употреблении многозначны, но в научном контексте однозначны.
3. Слова-организаторы научной мысли:
– слова, входящие в логический контекст (поэтому, следовательно, таким образом, тем самым);
– слова, отрицающие приведенные выше соображения (однако, с другой стороны, тем не менее, в противоположность этому);
– слова, расширяющие приведенные выше соображения (то есть, кроме того, в свою очередь);
– слова, указывающие на последовательность аргументации (во-первых, выше, ниже);
– слова, характеризующие степень объективности информации (считают, думают, полагают, по-видимому, по мнению, возможно).

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015