Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Естественные науки :: Экология
История развития экологии как науки
1.ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ
С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Человек всегда зависел от животного и растительного мира. От их ресурсов. Конечно, представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера, а цель их жизни была такая, как и сейчас: где поймать или найти еду, где спрятаться от непогоды и диких зверей, чем согреться.
Но человек был вынужден повседневно считаться с особенностями распределения и образа жизни зверей, рыб, птиц. Наблюдал за ними, отмечал особенности их поведения, места обитания и т.д.
 
1. первобытнообщинный строй (биогенный период)
 
Первые наблюдения за поведением, местообитанием, размножением, миграцией. Первые «записи» - наскальные рисунки. Использование энергии Солнца в растениях (огонь). Освоение небольших участков земли (поселения), прибрежья водоемов. Вид деятельности – охота, собирательство. Отношения с биосферой – растворение в природе. Мировоззрение   - обожествление природы.
 
 
2. АНТИЧНОСТЬ
Вместе с тем накопление сведений об образе жизни, зависимости от внешних условий, характере распределения животных и растений началось с освоения природы человеком. В трудах античных философов делаются первые попытки систематизации, обобщения этих сведений. Так , Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в своем труде «История животных» описал поведение более 500 видов животных, он разделил их на водных и сухопутных, плавающих, летающих и ползающих. Его внимание привлекли такие вопросы, как приуроченность организмов к местообитанию, одиночная или стайная жизнь, различия в питании и т.д.
Ученик Аристотеля «отец ботаники» Теофраст Эрезийский (372-287 гг. до н.э.) приводит достаточно подробные сведения о своеобразии растений в различных условиях, о зависимости их формы и роста от почвы и климата.
 
2. античность (аграрный период)
Идет накопление сведений об образе жизни, зависимости от внешних условий, характере распределения животных и растений. Аристотель (300 лет до н.э.) в своем труде «История животных» описал поведение более 500 видов животных, он разделил их на водных и сухопутных, плавающих, летающих и ползающих. Его внимание привлекли такие вопросы, как приуроченность организмов к местообитанию, одиночная или стайная жизнь, различия в питании и т.д.
 
 
 3. СРЕДНИЕ ВЕКА (ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ)
В средние века под влиянием богословия и схоластики интерес к изучению природы ослабевает. В эпоху Возражения вследствие географических открытий и колонизации новых стран существенно расширился круг описываемых растений и животных, появились новые основания для их систематизации.
 
3. СРЕДНИЕ ВЕКА (ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ)
Интерес к изучению природы ослабевает. Вид деятельности человека – земледелие, скотоводство. Вид используемой энергии - огонь, тяговая сила домашних животных, энергия движ.воды. Появление механических приспособлений. Отношения с биосферой – начало ее изменения (распашка лугов, сжигание лесов под пашню).
Эпоха географических открытий (новые животные, растения, условия их обитания)
 
4. 17 –18 ВЕКА
Англ. Химик Роберт Бойль (1627-1691гг.) был первым, кто совершил экологический эксперимент: он публиковал результаты сравнительного изучения влияния низкого атм. давления на различных животных.
В 18 в. франц. естествоиспытатель Ж. Бюффон впервые стал непосредственно изучать влияние внешних условий на строение животных.
В это же время Ж.Б. Ламарк – автор первого эволюционного учения, приходит к выводу, что влияние «внешних обстоятельств» - одна их главных причин приспособленности организмов, эволюции животных и растений.
Важные наблюдения, оказавшие влияние на развитие экологии, были выполнены учеными Российской академии наук в ходе экспедиционных исследований. С.П. Крашенинников, И.И. Лепехин, П.С. Паллас.
 
4. 17 –18 ВЕКА
Англ. химик Роберт Бойль (1627-1691гг.) первый экологический эксперимент
Ж. Бюффон (влияние внешних условий на строение животных)
Ж.Б. Ламарк автор первого эволюционного учения (влияние «внешних обстоятельств» - одна их главных причин приспособленности организмов, эволюции животных и растений)
 
5. 19-21 века.
Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды англ. ученого Чарлза Дарвина(1809-1919) – основателя учения об эволюции органического мира. Его вывод о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.
Немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 г. предложил термин «экология».
Как самостоятельная наука экология сформировалась к началу двадцатого столетия. Большой вклад в ее развитие в 20 веке внесли такие всемирно известные ученые, как Климент Аркадиевич Тимирязев, Василий Васильевич Докучаев, Фредерик Клементс и другие.
Крупнейший русский ученый Владимир Иванович Вернадский(1863-1945) создает учение о биосфере. Он показывает, какую огромную роль играют живые организмы в геохимических процессах на нашей планете. Он приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека. От этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы. Он вводит новое понятие – ноосфера, что означает мыслящая оболочка, то есть сфера разума.
Во второй половине двадцатого столетия происходит своего рода «экологизация» современной науки. Это связано с осознанием огромной роли экологических знаний, с пониманием того, что деятельность человека зачастую не просто наносит вред окружающей среде, но и, воздействуя на нее негативно, изменяя условия жизни людей, угрожает самому существованию человечества.
 
5. 19-21 века
англ. ученого Чарлза Дарвина(1809-1919) – основателя учения об эволюции органического мира.
Немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 г. предложил термин «экология».
Российские ученые: Климент Аркадиевич Тимирязев, Василий Васильевич Докучаев, Фредерик Клементс
Владимир Иванович Вернадский(1863-1945) создает учение о биосфере.(роль живых организмов в геохимических процессах на нашей планете). Он вводит новое понятие – ноосфера, что означает мыслящая оболочка, то есть сфера разума.
Во второй половине двадцатого столетия происходит своего рода «экологизация» современной науки.
Биосфера (область жизни) – поверхность Земли: ее суша, вода и окружающее все это воздушное пространство, населенное живыми организмами.
Биосфера – совокупность всех экосистем Земли
Экосистема – это совокупность совместно обитающих различных организмов и условий их существования.
 
Поэтому необходимо понять, каким образом происходит воздействие человека на окружающую среду, и найти те пределы изменения условий, которые позволяют не допустить экологического кризиса.
Если в период своего возникновения экология изучала взаимоотношения организмов с окружающей средой и была составной частью биологии, то современная экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом смежных наук, прежде всего таких, как биология, география, геология, физика, химия, генетика, математика, медицина, агрономия.
 
современная экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом смежных наук, прежде всего таких, как биология, география, геология, физика, химия, генетика, математика, медицина, агрономия.
 
В настоящее время в экологии выделяют ряд научных отраслей дисциплин: популяционная экология, географическая, химическая, промышленная, экология растений, животных, человека.
По размерам объектов изучения экологию делят на : аутоэкология (организм и его среда) , популяционную ( популяция и ее среда), синэкология (экосистема), географическая (крупные геосистемы) и глобальная экология.
 
Несмотря на все многообразие, в основе всех направлений современной экологии лежат фундаментальные биологические идей об отношении живых организмов с окружающей их средой.
 
научные отрасли экологии: популяционная экология, географическая, химическая, промышленная, экология растений, животных, человека.
По размерам объектов изучения экологию делят на : аутоэкология (организм и его среда) , популяционную ( популяция и ее среда), синэкология (экосистема), географическая (крупные геосистемы) и глобальная экология.
 
Владея экологическим знанием, человек заново открывает окружающий мир, начинает понимать значение многих, ранее казавшихся второстепенными, связей и отношений в природе. Как в свое время открытие Коперника изменило представление людей о порядке мироздания, так и знание экологических закономерностей меняет наше представление о порядке в земной природе.
Положение самого человека в биосфере двояко. С одной стороны, он как биологический вид является составной частью экосистем нашей планеты. С другой стороны, в отличие от иных живых существ, человек имеет и небиологические, Так называемые социально-культурные потребности и механизмы развития. Он создает технику, новые искусственные вещества, строит здания, прокладывает дороги и для этого черпает из окружающей среды такие ресурсы, которые ранее ни одно живое существо не потребляло, - руды, нефть, природный газ и т.д. При этом возвращает в природу массу чуждых ей отходов – пластик, металл, стекло, стройматериалы, синтетику и многое другое. Так возникают и накапливаются загрязнения.
В 1992 г. ООН провела конференцию по окружающей среде и развитию, где представители 179 государств приняли Повестку дня на 21 век – всемирный план действия.
На Конференции сделан вывод о необходимости перехода человечества на путь так называемого устойчивого (поддерживаемого) развития. Главная задача – уменьшить расточительное потребление. Растущее население мира и расширяющееся производство не должно увеличивать нагрузки на экосистемы.
 
Положение самого человека в биосфере :
1. биологический вид являющейся составной частью экосистем нашей планеты.
2. в отличие от иных живых существ, человек имеет и небиологические, социально-культурные потребности и механизмы развития (техника, новые искусственные вещества, строит здания, прокладывает дороги и для этого черпает из окружающей среды такие ресурсы, которые ранее ни одно живое существо не потребляло, - руды, нефть, природный газ и т.д.) При этом возвращает в природу массу чуждых ей отходов – пластик, металл, стекло, стройматериалы, синтетику и многое другое.
 
Антропогенный фактор- воздействие человека на окружающую природу.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015