Надежная и экономичная работа котельных установок зависит от их правильно организованной эксплуатации, технического совершенства оборудования и квалификации обслуживающего персонала.
После длительной остановки или капитального ремонта котельная установка принимается специальной комиссией, которая производит тщательный осмотр всего оборудования и следит за пуском его в ход и правильной растопкой котла.
При осмотре котельной установки необходимо проверить:
- очищен ли котел с внутренней стороны от накипи и шлама;
- нет ли видимых дефектов в барабане котла и других его элементах (трещин, разъеданий, расслоений и др.);
- исправность всей арматуры и гарнитуры котла (предохранительных устройств, клапанов, манометров, термометров, водоуказательных и питательных приборов, продувочных и дренажных вентилей, задвижек на паропроводе, шиберов и заслонок);
- не засорились ли отверстия, через которые поступает вода в барабан котла, и отверстия водоуказательной арматуры накипью и нет ли внутри котла посторонних предметов;
- внутреннюю исправность топки и газоходов котельной установки, т. е. нет ли выпавших кирпичей, исправны ли своды и газовые перегородки, правильно ли установлена колосниковая решетка, исправны ли механизмы решеток (опробовать);
- очистку топки и газоходов котельного агрегата от шлака и золы;
- снятие заглушек, поставленных перед остановкой котла на паровой, водяной, продувочных и дренажных линиях;
- нет ли каких-либо предметов (инструмента, тряпок, досок) в топке и газоходах котельного агрегата;
- плотность закрытия лазов и люков;
- готовность к пуску дымососа, дутьевого вентилятора, механизмов и аппаратов золоулавливания и золоудаления; после осмотра механизмы должны быть пущены вхолостую (при их работе не должно быть нагревания, стука и вибрации);
- полную исправность контрольно-измерительных приборов, сигнализации, освещения;
- наличие достаточного количества топлива и питательной воды;
- исправность ограждений, свободный проход по лестницам И площадкам.
Под рабочим давлением производят внимательный осмотр фланцевых соединений, сальников и проверяют исправность действия рабочего манометра по контрольному, а также исправность предохранительных клапанов. У контрольного предохранительного клапана футляр запирают на замок или ставят пломбу.
После испытания спускают воду из котла до уровня, который превышает низший уровень на 20 — 30 мм по водоуказательному стеклу. Затем проверяют, стоит ли стрелка манометра на нуле, не зашла ли она за ограничитель, а также исправность действия всей арматуры котла и вентилей.
Растопка котла и подключение его к паропроводу
При растопке котла проверяют положение всех кранов и вентилей. При этом должны быть открыты: кран или вентиль между питательным насосом и котлом, вентиль между пароперегревателем и котлом, верхний водопробный кран для выхода воздуха (он должен оставаться открытым в период растопки), спускной кран пароперегревателя, чтобы через пароперегреватель при растопке все время проходил пар, охлаждающий его трубки во избежание пережога. Спускной кран (задвижка или вентиль) котла должен быть закрыт. Когда растопка производится после непродолжительной остановки котлоагрегата, спускной кран пароперегревателя также может быть закрыт. Пароперегреватель предохраняется от перегрева водой, скопившейся в нем после остановки котла.
Условия безопасной и надежной работы котельной установки определяются инструкциями по эксплуатации, выполнение которых для машиниста котла является обязательным.
Экономически правильно вести работу котельной установки — значит с меньшей затратой топлива дать больше пара соответствующей температуры и давления. Котельная установка должна вырабатывать столько пара, сколько нужно в тот или иной момент времени производству (в пределах мощности котла). Если пара нужно больше, чем дает в данный момент котел, давление пара будет падать, и, наоборот, при излишке пара давление в котле будет увеличиваться. В первом случае надо нагрузить котельную установку, выдать дополнительное количество пара, а во втором случае машинист должен снизить его выработку котельной установкой. Нельзя допускать, чтобы давление в котле превысило величину, отмеченную красной чертой на манометре, поскольку это грозит аварией котла, а повышенное давление может повредить машины и аппараты потребителя.
Снижение температуры пара вызывает значительный перерасход, пара в паровых двигателях, поэтому обязанностью обслуживающего персонала является поддержание нормальных давления и температуры перегретого пара. Кроме того, нужно обеспечить работу котельной установки с высоким кпд, а следовательно, добиться низких тепловых потерь с уходящими газами от химического и механического недожогов.
На давление в котле сильное влияние оказывает подача питательной воды. При регулировании подачи воды вручную давление пара в котле сильно колеблется: при усиленном питании котла водой повышается ее уровень в барабане, а давление пара падает, при прекращении питания давление пара увеличивается. Равномерное давление в котле поддерживается регулировкой топочного процесса путем изменения подачи топлива и воздушного режима.
|