Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Экономика и управление :: Таможенное дело
Международные организации и многосторонние соглашения в сфере Таможенного Дела
Специфика внутригосударственного таможенного регулирования проявляется среди прочего также и в его тесной взаимосвязи с международным правом. В сферу муждународно-правового таможенного регулирования входят вопросы стандартизации и сертификации продукции, международные перевозки находящихся под таможенным контролем грузов, способы оценки товаров для таможенных целей и т.д. Закрепленный нормами российского таможенного права принцип приоритета международно-прововых норм соответствует стремлению Росии к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. В настоящее время к основным таможенным организациям, занимающимся вопросами таможенно-тарифного регулирования мировой торговли, относятся:
- ВТО - Всемирная торговая организация (ранее - ГАТТ: Генеральное соглашение по тарифам и торговле).
- ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию.
- Всемирная таможенная организация (ранее - СТС: Совет таможенного сотрудничества).
Генеральное соглашение по тарифам и торговле существует с 1948г. и занимает ключевое положение в системе современных международных торговых связей. За время его существования число государств-участниц возросло с 22 до 132. вплоть до начала 1995г. аббревиатура «ГАТТ» означала одновременно и многосторонне межправительственное торговое соглашение как совокупность правовых норм, формирующих общие принципы и правила мировой торговли, и международную организацию как регулятор взаимоотношений в торговой сфере между странами-участниками ГАТТ. С 1995 г. ГАТТ был переименован в ВТО - Всемирную торговую организацию. К основным органам ГАТТ относятся Сессия, Совет и Секритариат. Из них только Секритариат является постоянно действующим органом (расположен в Женеве). Решение ГАТТ/ВТО принимаются на основе консенсуса, что означает следующее: для принятия решения по тому или вопросу необходимо, чтобы против этого решения не было подано ни одного голоса. Такая модель принятия решений исключает возможность дискриминации интересов того или иного участника Соглашения и одновременно требует тщательной, всесторонней и довольно глубоко проработки каждого вопроса. С целью в рамках ГАТТ/ВТО действует целый ряд всевозможных специализированных компонентов и рабочих групп, действующих на постоянной основе. За период существования ГАТТ с 1984 г. по 1994г в общей сложности было проведено 8 туров многосторонних переговоров (6 раундов в период с 1984 по 1973 г.: 7-й (Токийский) - в период с 1973 по 1978 г., 8-1 (Уругвайский) - с 1986 по 1994г.), каждый из которых завершался принятием итоговых документов по вопросам регулирования мировой торговли. Так, например, по итогам Токийского раунда переговоров были достигнуты соглашения по вопросам унификации правил определения таможенной стоимости товаров для целей расчета таможенных платежей. В ходе Уругвайского раунда переговоров была учреждена Всемирная торговая организация - правоприемница ГАТТ, в компетенцию которой вошло не только регулирование сельскохозяйственных рынков, рынков услуг и объектов интелектуальной собственности. Структура ВТО несколько иная: ее учредители отказались от модели периодических раундов и поставили поцесс переговоров, входящих в компетенцию ВТО, на постоянную основу. Высший орган ВТО - Конференция ВТО на уровне министров государств-участников. Из постоянных органов главным является Генеральный совет ВТО в составе представителей всех стран-участниц организации: на него возлагается решение текущих вопросов и подготовка документов для обсуждения на Конференции. Подотчетны и подконтрольны Генеральному совету ВТО Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по интеллектуальной собственности и три комитета: Комитет по торговле и развитию. Комитет по национальным защитным мерам по устранению диспропорции в соответствующих платежных балансах и Комитет по бюджету, финансам и управлению ВТО. В общем виде к числу основных функций ВТО относится:
- Координация действий договаривающихся сторон по реализации многосторонних договоренностей.
- Организация и проведение многосторонних торговых переговоров.
- Разрешение споров и разногласий при применении многосторонних договоров в рамках ГАТТ/ВТО.
- Изучение и обобщение применения мер экономической политики на национальном уровне в странах-участниках ВТО.
- Координация с другими международными организациями, занятыми с сфере регулирования мировой торговли.
Как постоянный орган в рамках ООН действует с 1964г. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), деятельность которой также имеет непосредственное отношение к таможенной сфере. Как и ГАТТ/ВТО учреждена эта организация была с целью решения актуальных проблем международных торгово-экономических отношений. Но в отличие от первой, ЮНКТАД акцентирует свое внимание на решении возникающих проблем по созданию равных условий для участия в мировой торговле наряду с промышленно развитыми странами также и развивающихся стран, на решении конфликтов между промышленно развитыми странами также и их бывшими колониями и иным образом зависимыми землями.
Высшим органом ЮНКТАД является его Сессия, созываемая не реже одного раза в четыре года в г. Женеве. Постоянно действующим органом является Совет по торговле и развитию и Постоянный секретариат, в рамках которого действуют следующие комитеты: Комитет по сырьевым товарам, Комитет по годовым изделиям, Комитет по морским перевозкам, Комитет по финансированию торговых операций, Комитет по передачи технологии и Специальный комитет по преференциям. В рамках Конференции ЮНКТАД была разработана и успешно действует Общая система преференций, направленная на предоставление развитыми странами односторонних уступок развивающимся странам без их распространение на развитые государства при перемещении товаров через таможенную границу. Кроме того, в 1980 г. под эгидой ЮНКТАД с целью придания большей устойчивости мировой торговле сырьевыми товарами посредством объединения финансовых средств экспортеров бал создан Общий фонд сырьевых товаров, благодаря деятельности которого удалось добиться отмены либо снижению в развитых странах ввозных таможенных пошлин на сырьевые товары. Специализированной международной организацией, занимающиеся исключительно вопросами таможенно-правового регулирования, является всемирная торговая организация. СТС был создан 15 декабря 1950г. в г.Брюсселе специально с целью урегулирования таможенных вопросов на международном уровне. Его появление было обусловлено теми же причинами, что и ВТО - обусловленной глобализацией мировой торговли необходимостью гармонизации и унификации мировой торговли и ее таможенного регулирования не на уровне существовавших до этого торговых обычаях и обыкновениях, а на уровне многосторонних международных правительственных соглашений. К основным функциям и задачам СТС относятся:
- изучение всех вопросов, касающихся международного сотрудничества в таможенно-правовой сфере;
- исследование и анализ процедурных аспектов национальных таможенных систем государств-участников СТС с целью их согласования и унификации с общепризнанными;
- осуществление сотрудничества с другими международными организациями и обеспечение необходимой информацией своих членов.
В своей деятельности СТС руководствуется принципом невмешательства в национальную экономическую политику государств - его участников под лозунгом о том, разработанные на основе его деятельности международные договора должны быть призваны всячески облегчать условия мировой торговли за счет формирования единообразной практики осуществления операций по таможенному оформлению и контролю во всех странах-участниках СТС. Участников Всемирной торговой организации (СТС) с января 1992г. является и РФ как правопреемница СССР, который вступил в СТС незадолго до своего распада - в июле 1991 г.
К числу важнейших международных соглашений в рамках СТС, участниками которых является и РФ, относятся:
Таможенная конвенция о Карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961г.,
Конвенция о временном ввозе (стамбульская) от 26 июня 1990г..
Конвенция о гармонизированной системе описания, классификации и кодирования товаров,
Таможенная конвенция о контейнерах 1927 г.,
Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пересечении таможенных правонарушений (именуется еще Конвенцией Найроби),
Международная конвенция (Конвенция Киото) об упрощении и гармонизации таможенных процедур.
Стамбульская конвенция и Конвенция АТА регулируют все основные аспекты временного ввоза товаров, включая вопросы из таможенного оформления, освобождение от уплаты таможенных платежей и эквивалентных им налогов и сборов и пр. Карнет АТА - унифицированный международный таможенный документ, который используется в качестве товаров под таможенный режим временного ввоза и позволяет не только обеспечить возможность идентификации товаров, но и служит международно-правовой гарантией обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин и иных налогов. Конвенция в гармонизированной системе описания, классификации и кодирование товаров позволяет обеспечить сопоставимость информации о ввозимых в страну и вывозимых из нее товарах. Использованная в ней система служит основой для формирования Товарной номенклатуры товаров, в том числе и в РФ. Киотская конвенция (Конвенция Киото) содержит основные требования, касающиеся правил и условий определения статуса товаров для таможенных целей, а также касающихся привил и условий определения статуса товаров для таможенных целей, а также касающихся проверки соответствия заявленного статуса товаров фактическим обстоятельствам ввоза или вывоза этих товаров и их обращение на национальной таможенной территории стран-участниц. Широко применяется в международной таможенной практике и уже неоднократно упоминавшаяся Конвенция МДП 1975 г. - конвенция о международной перевозке грузов автомобильным транспортом с применением книжки МДП (международного дорожного паспорта) вместо грузовой таможенной декларации.
Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015