Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Экономика и управление :: Таможенное дело
История Таможенного дела и таможенной политики России
В России история таможенного дела началась с взимания денежных сборов и пошлин с обмениваемых или продаваемых товаров в оживленных торговых пунктах и на перекрестках торговых путей. Это период возникновения сборных торговых, «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Их появление у восточных славян историки относят к VIII в. Среди многочисленных сборов и пошлин в Киевской Руси были распространены «осмничее» и «мыт», а со времен монголо-татарских завоеваний стала известна «тамга», от которой произошли слова «тамжить», «таможня», «таможенник».
По мере того как складывались понятия торговых пошлин и сопутствующих им сборов за право купли и продажи товаров, формировались и развивались правила, обычаи и процедуры их взимания или невзимания.
В органичной связи с ними шло формирование таможенной службы, таможни. Со временем они получили организационное, правовое и дипломатическое закрепление.
Развитие таможенного дела в России способствовало укреплению экономики страны, однако увеличение таможенных пошлин вело к незаконному ввозу и вывозу товаров, т.е. к контрабанде (особенно в конце XVIII -- начале XIX вв.).
Важно отметить, что случаи контрабанды участились в начале XVIII в. Одна из причин этого -- принятие в 1724 г. протекционистского тарифа, в соответствии с которым пошлины резко возросли, и мер к закрытию границ. Еще в 1723 г., чтобы воспрепятствовать беспошлинному привозу товаров, Петр I издал указ, который ориентировал на борьбу с контрабандой, хотя практика тех же лет показывает, что вводимые форпостные команды из числа военных формирований, высылаемые на разъезды, не только препятствовали проникновению контрабанды, но одновременно выполняли задачу по охране границы и задержанию беглых людей. В 1731 г. был принят более умеренный тариф, который стал сдерживать развитие контрабанды. В 1773 г. были ликвидированы внутренние таможни, а обязанность по взиманию таможенного сбора, составлявшего 13% таможенных доходов, переложена на пограничные таможенные учреждения. И вновь проявилась важная закономерность -- увеличение таможенных сборов способствовало активизации контрабанды.
В 1754 г. в пограничной полосе была сформирована служба объездчиков. Именно на них возлагалась обязанность поиска контрабандистов. В экономическом отношении введение службы объездчиков можно рассматривать как начало охраны границы. Объездчики получали четвертую часть задержанного контрабандного товара, а осведомители (доносчики) -- половину конфискованных контрабандных товаров.
В связи с тем что по тарифу 1757 г. пошлины значительно повышались, поток контрабандных товаров увеличивался. Злоупотребления в таможнях стали приобретать массовый характер. Российские власти приняли меры по закрытию границ, понижению пошлин на контрабандные товары, передаче таможен на откуп, особенно тех, где шла массовая контрабанда, но поток нелегально ввозимых товаров не ослабевал.
Среди всех мероприятий по уменьшению масштабов контрабанды наиболее действенным было понижение таможенных пошлин. Тарифы 1766 и 1782 гг. были значительно понижены, но избавиться от контрабанды не удалось. Это послужило причиной создания на границе на основании указа Екатерины II «Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного привоза товаров», подписанного в 1782 г., нового органа по борьбе с контрабандой.
Была учреждена Таможенная пограничная стража из надзирателей (чиновников) и объездчиков. Объездчики набирались из вольных людей. Надзиратели назначались по одному на 50 верст, а объездчики -- по одному на пять верст. В последующем число объездчиков увеличилось, но и подобная организационная структура не обеспечивала эффективность борьбы с контрабандой.
В 1811 г. было введено «Положение об устройстве Пограничной казачьей стражи», подписанное военным министром России М.Б. Барклаем-де-Толли. Границы охранялись в две линии. В первой охрану осуществляли казачьи команды, во второй -- вольнонаемные таможенные объездчики.
В результате реорганизации Таможенной пограничной стражи из вольнонаемных создавались команды пограничной стражи, из 10 объездчиков каждая. Таможенная пограничная охрана укомплектовывалась за счет отставных армейских нижних чинов, при наличии у них рекомендаций военных органов, где ранее служил аттестуемый. В Стражу набирали лиц из числа местных жителей, так как бывших военных не хватало. Практика охраны границы смешанным способом оправдывала себя не всегда. Важно отметить, что и среди казаков было много злоупотреблений. Они подчас потворствовали контрабанде, а в ряде случаев и сами занимались незаконным провозом товаров через границу. Отрицательно сказывалась и двойная подчиненность. Это привело к мысли о создании пограничной стражи по военному образцу.
В 1822 г. правительство приняло решение об упразднении Таможенной пограничной стражи и о создании Пограничной таможенной стражи из полковых воинских чинов, преимущественно кавалерийских полков, и выдвижении ее в первую линию, казачьи полки переводились во вторую линию.
К сожалению, вскоре практика охраны границы показала, что надзиратели и объездчики, подчиненные гражданским лицам, своего назначения не оправдывают. Они сблизились с контрабандистами и потворствовали им.
Назрела необходимость новой реформы в области защиты экономических интересов Российского государства на государственной границе. 5 августа 1827 г. была учреждена новая Таможенная пограничная стража с военной организацией по типу регулярной армии. Ранее созданную таможенную стражу уп¬разднили. В 1832 г. казачьи полки были отозваны с границы и отправлены на Дон.
В соответствии с Карантинным уставом 1832 г. Таможенная пограничная стража была переименована в Пограничную стражу.
Пограничная стража подчинялась гражданским чиновникам Департамента внешней торговли в лице начальников таможенных округов. Главная задача Пограничной стражи -- охрана границы в экономическом отношении, т.е. борьба с контрабандой. Вторая задача -- пограничный надзор. На Пограничную стражу возлагались следующие обязанности:
- недопущение провоза и переноса товаров их задержание;
- недопущение проезда и перехода лиц через границу не в указанных таможенными учреждениями местах;
- прекращение грабежей и всяких беспорядков на пограничной черте;
-осуществление в некоторых местах границы империи карантинного надзора;
-оказание помощи судам, бедствующим поблизости от берегов, в спасении людей, находящихся на них, и в сохранении имущества судов, потерпевших крушение.
Следовательно, основная обязанность Пограничной стражи -- это борьба с контрабандой, т.е. защита экономических интересов России на государственной границе, а также задержа¬ние людей, незаконно следующих через границу. Пограничной страже вменялось в обязанность и выполнение других функций.
На протяжении 1850 -- 1860-х гг. совершенствовалась структура самой Пограничной стражи. В связи с передачей таможен¬ных органов в 1856 г. от Департамента внешней торговли в Де¬партамент таможенных сборов последнему были подчинены начальники таможенных округов и Пограничная стража.
В соответствии с Указанием военных округов от 8 мая 1861 г. Пограничная стража стала комплектоваться рекрутами.
Пограничная стража в начале XIX в. охраняла 8800 верст европейской части границы. Мероприятия по перестройке охраны границы в таможенном отношении способствовали бо¬лее активной борьбе с контрабандистами. Если в 1827 г. в государственную казну поступило 16 млн руб. серебром таможен-ных сборов, то в 1857 г. -- 32 млн руб.
Нормативные документы и служебные инструкции, вышедшие в этот период, способствовали расширению прав пограничных командиров, более действенной борьбе с нарушениями таможенных правил. В пограничных бригадах были учреждены учебные команды, созданы швальни, обеспечивающие стражу обмундированием. Начиная с 1856 г. на офицеров, ас 1878 г. на нижних чинов распространялся порядок, установленный в армии, по награждению орденами и медалями за отличия в охране государственной границы и за задержание контрабандистов. В конце века пограничные бригады были учреждены на Кавказе и в Средней Азии.
Практика охраны границы в таможенном отношении в период с 1827 г. и до начала XX в. целиком оправдала себя. Являясь составной частью органов по защите экономических инте¬ресов на государственной границе, Пограничная стража внесла существенный вклад в борьбу с незаконным перемещением товаров в неустановленном порядке, эффективно боролась с контрабандистами.
Особый интерес представляет вопрос о создании Корчемной стражи и ее деятельности. Первые корчемные команды были созданы еще в Москве в XVII в. для пресечения тайного изготовления, продажи и перевоза предметов, обложенных акцизом или составляющих прерогативу казны (вино, пиво, табак, соль). Тайный провоз и продажа вина рассматривались как контрабанда, а лица, замеченные в провозе, -- как контрабандисты, или корчемники. В 1699 г. было постановлено считать корчемниками тех, кто платит за работу по найму вином, но в том случае, если плата была больше ведра.
Еще при Петре I преследование корчемников возлагалось на специально назначенных лиц. В 1730 г. в распоряжение мос¬ковских откупщиков для преследования корчемства и взимания штрафов был предоставлен особый отряд солдат, однако вследствие множества злоупотреблений эта корчемная коман¬да в 1732 г. была подчинена Коммерц-коллегии. При Корчемной страже состояли также особые команды. С 1767 г. откуп¬щики имели право содержать за свой счет Корчемную стражу из отставных обер-офицеров и солдат, а по мере надобности в их распоряжение откомандировывали воинские команды.
В 1840 г. на границах крупных губерний злоупотребления корчемников, которые сопровождались даже убийствами, приняли такие размеры, что правительство вынуждено было учредить в 1850 г. особую Корчемную стражу из 450 человек, содержание которой (90 тыс. руб. в год) было отнесено на счет земских сборов.
В 1875 г. Корчемная стража была переведена в пограничные уезды. В ее состав входили стражники, младшие и старшие объездчики, которые были подчинены помощнику акцизного надзирателя, а в местах, где это требовалось, особым смотрителям Корчемной стражи. Размеры пограничного района, подлежащего ведению Корчемной стражи, определялись Министерством финансов в пределах не менее 21 и не более 50 км черты границы.
Во вверенных им районах чины Корчемной стражи были вправе осматривать как проходящие обозы и транспорт, так и проезжающих и проходящих. Возы с соломой, сеном и другими громоздкими предметами испытывались железными щупами, но только в том случае, если это не наносило вреда товарам. Стражники имели право проводить обыски в местах оптовой и розничной продажи «питей» в частных домах, но лишь в тех случаях, когда корчемник, преследуемый по горячим следам, скроется из виду стражи в частное жилище. Провоз и пронос вина в пограничном районе, подлежащем ведению Корчемной стражи, дозволялся днем. Если на Корчемную стражу совершалось нападение, она вправе была применять огнестрельное или холодное оружие.
Корчемная стража, как правило, создавалась в отдельных регионах страны. В Наказе чинам Корчемной стражи в Приморской и Амурской областях, утвержденном 27 июля 1911 г. министром финансов В. Коковцевым, говорилось, что «Корчемная стража предназначена для предотвращения водворения из-за границы контрабандных предметов, подлежащих акцизу в пределах 50 верст от границы». Корчемная стража подчинялась управляющему акцизными сборами.
Оценивая место, роль и целесообразность создания и деятельности Корчемной стражи, можно прийти к выводу, что деятельность Корчемной стражи направлялась прежде всего на выполнение Высочайшего указа о монополии государства на производство и продажу спиртных напитков и других подакцизных товаров как внутри страны, так и на границе и в погра-ничных районах.
Корчемная стража как один из органов, подчиненных Министерству финансов, просуществовала до 1918 г. При всей сложности и противоречивости исторического пути российской таможни опыт ее свидетельствует, что таможенное дело, таможенная политика в России сложились как важнейшая сфера экономической политики государства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты национальных интересов.
В современном российском законодательстве внешнеторговая деятельность -- это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государствен¬ного регулирования внешнеторговой деятельности»).
Само словосочетание «таможенное дело» означает деятельность, осуществляемую таможней и взаимодействующими с ней другими структурами таможенной службы, поэтому термин «таможенное дело» идентичен терминам «деятельность тамо¬женной службы», «таможенная деятельность». Такая однозначная их интерпретация вполне правомерна.
В процессе развития российского таможенного законодательства понятие таможенного дела определялось по-разному.
В Таможенном кодексе СССР содержалось определение таможенного дела, соответствовавшее времени перестройки, для которого характерны были расширение внешней торговли и либерализация внешнеэкономической деятельности. Таможенное дело рассматривалось в нем в качестве средства осуществления таможенной политики.
В современном представлении термин «таможенное дело» охватывает сложный комплекс отношений, который непосредственно связан с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках государственной политики государственная таможенная деятельность имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей. Подобная область знаний, несомненно, носит комплексный, междисциплинарный характер. Обусловлено это назначением и характером российской таможенной службы, представляющей собой систему специально созданных таможенных органов, непосредственно осуществляющих таможенную деятельность (таможенное дело). Среди выполняемых ею задач и функций главные -- разработка и реализация конкретных мер в области регулирования внешнеэкономической деятельности и контроль за ее осуществлением.
Таможенное дело относится к той сфере деятельности, ко¬торая связана с институтами регулятивного, правового, управленческого характера. Следовательно, оно носит институциональный характер. В этом качестве таможенное дело -- объект изучения наук: экономических, правовых, гуманитарных, уп¬равления, статистики, информатики и др.
До принятия Таможенного кодекса РФ в 2003 г. (далее -- ТК РФ) о таможенном праве на страницах научной литературы почти не упоминалось, хотя существовала система правил, регулирующих перемещение товаров через Государственную границу РФ в форме режимов перемещения товаров и транспортных средств. Одновременно существовал ряд нормативных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность. Основой развития таможенного права России стали либерализация внешнеэкономической деятельности и отмена монополии государства на внешнюю торговлю. Все это и повлияло на активную работу правоведов и ученых, разработку нормативных актов, регулирующих порядок и условия пе¬ремещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015