Стратегический менеджмент направлен на определение глобальных целей, к которым стремится организация.
Основными объектами стратегического менеджмента являются:
ü миссия организации;
ü проблемы внешней среды организации;
ü установление планов в долгосрочной перспективе;
ü люди, информационные технологии и рынок как основа для выживания организации;
ü способность организации своевременно реагировать на изменения рынка.
Стратегический менеджмент позволяет найти ответы на такие важные для любой организации вопросы, как:
ü в каком направлении мы движемся?
ü Какова цель нашего движения?
ü Для чего мы существуем?
Планирование, которое позволяет определить цель движения, в менеджменте называют стратегическим. Подобный план позволяющим планировать любые действия организации, а также определять, соответствуют ли конкретные задачи стратегическим целям, и не являются ли они отклонением от той цели, к которой движется организация.
Следует различать стратегическое планирование и стратегический менеджмент.
Стратегическое планирование - это аналитический процесс, в результате которого вырабатываются стратегические решения. Его целью является управление планами. Стратегическое планирование предполагает постановку вопросов, связанных с самим процессом определения целей:
ü какие цели стоят перед объектом планирования?
ü в какой последовательности должны разрабатываться стратегические прогнозы, программы и планы?
ü при помощи каких методов следует решать проблемы стратегического планирования?
ü каким образом можно достичь оптимизации стратегических прогнозов, программ и планов?
Стратегический менеджмент - это процесс организационный, он направлен на достижение стратегических целей, к которым относит выпуск новых товаров, завоевание новых рынков и внедрение новых технологий.
В процессе стратегического планирования определяются цели, тогда как стратегический менеджмент помогает определить средства, при помощи которых эти цели будут достигаться, а также конкретные действия, направленные на их достижение.
Стратегический менеджмент опирается на пять процессов:
1) анализ внешней и внутренней среды,
2) определение миссии и стратегических целей,
3) анализ и выбор стратегии,
4) реализация стратегии,
5) оценка и контроль выполнения стратегии.
Чтобы ответить на вопросы, касающиеся конкретных действий организации по достижению стоящих перед ней целей, исследователи предложили такие понятия, как «миссия организации», «стратегические цели», «задачи» и «конкретные задания». Эти понятия предполагают движение от наиболее общих формулировок, представленных миссией, к конкретным формулировкам. Такое движение в Менеджменте называют «декомпозицией миссии»
|