Основными субъектами маркетинга являются: производители и организации обслуживания, оптовые и розничные торговые организации, специалисты по маркетингу и различные потребители (схема 6), конкуренты.
Основную группу элементов системы маркетинга — ее субъектов — составляют поставщики, производители, посредники, конкуренты, потребители.
Субъекты маркетинга
Производитель или обслуживающая организация— это компания или человек, выпускающие товары или услуги.
Конечный потребитель— семья или человек, покупающий товары или услуги для личного, семейного или домашнего потребления.
Организации-потребители— компании или частные лица, приобретающие товары или услуги для использования в своей деятельности.
Оптовая торговля— организация или люди, приобретающие продукцию для перепродажи ее розничной торговле и/или промышленным организационным и коммерческим потребителям.
Специалисты по маркетингу— организация или люди, специализирующиеся на конкретных маркетинговых функциях.
Розничная торговля— организация или люди, деятельность которых связана с продажей товаров и услуг конечным потребителям.
Конкуренты— группы лиц или организаций, поставляющих на рынок аналогичные товары и услуги.
Как правило, один субъект не берет на себя выполнение всех маркетинговых функций, так как многие производители не располагают достаточными финансовыми ресурсами для прямого маркетинга; кроме того, прямой маркетинг часто требует от производителей выпуска соответствующей продукции или продажи соответствующих товаров других фирм, при этом организация может не суметь или не хотеть выполнять определенные функции и ищет для этого специалистов по маркетингу (так многие компании прибегают к услугам специализированных рекламных агентов; используют исследовательские организации для разработки вопросников, сбора и анализа данных). К числу вышеуказанных причин можно отнести и то, что многие организации слишком малы для эффективного выполнения определенных функций, для многих товаров и услуг уже существуют отработанные методы реализации, и обойти их трудно, многие потребители в целях экономии средств могут делать покупки в больших количествах, самостоятельно забирать товар, пользоваться самообслуживанием и т.д.
Субъектами маркетинга выступают все субъекты рынка, а не только производители и фирмы-посредники. Особую роль среди субъектов маркетинга играет личность потребителя. Вокруг личностного выбора каждого потребителя встречаются и налаживают свои отношения все остальные субъекты рынка и маркетинга.
Как правило, центральный субъект — личность — является наиболее малоинформированным субъектом в маркетинге по сравнению с остальными субъектами. Поэтому именно личность — потребитель (в т.ч. потенциальный) — должна быть в центре внимания информационных потоков и коммуникаций, других маркетинговых усилий и забот, а также обязательным и уважаемым участником всех сделок в данной сфере. С учетом этого определяются значимость и роли других потребителей продукции и услуг, среди которых фирмы, предприятия, учреждения и организации, включая в этом качестве и органы управления. Выступая как промежуточные (а не конечные) потребители, они формируют более или менее организованный спрос на услуги или товары и предъявляют его на рынке. За организациями - потребителями товаров и услуг остаются такие функции, как:
— информирование учреждений и структур, посредников и отдельных личностей о предъявляемом спросе;
— установление особых требований к качеству услуг и товаров и к своим будущим работникам с позиции профессиональных и должностных требований;
— полное или частичное возмещение затрат, оплата или иные формы компенсации за оказанные услуги ли товары.
Все субъекты заинтересованы в проведении маркетинговых исследований.
|