Традиционно применяются три основных метода реализации продукта на рынке: экстенсивный, исключительный и выборочный. Экстенсивныйзаключается в размещении и реализации продукта в любом предприятии розничной торговли, которое готово его продавать. Этот метод применяется в основном для простых в изготовлении, мелких и недорогих изделий массового спроса, таких как сигареты, зубная паста, стеклянная посуда, различные виды хозяйственных товаров повседневного спроса. В этом случае компания выигрывает за счет масштаба производства. Исключительный— это выбор какого-то одного торгового посредника в данном географическом регионе, которому, как правило, предоставляется исключительное право на реализацию продукта. Посредник становится уполномоченным дилером компании-изготовителя. Выборочный— когда изготовитель вступает в соглашение с двумя или более организациями розничной торговли, которым предоставляется исключительное право реализовывать продукцию компании в регионе (предприятия также получают статус уполномоченных дилеров).
Выбор метода реализации зависит от вида изделия и специфики хозяйственной деятельности в регионе.
Рассмотрим потребительский прямой канал распределения. К данному типу относятся предприятия розничной торговли, принадлежащие производителю, т.е. он производит продукт и имеет собственный магазин для его продажи.
Второй прямой канал распространения — поступление продукта непосредственно от производителя к потребителю. Это нетипичная ситуация и не может осуществляться в крупных масштабах, так как при увеличении объема подлежащего распространению продукта могут возникнуть непреодолимые проблемы. Первая из них — реклама. Если предприятие наряду со своими производственными обязанностями берет на себя задачу распространения информации о своем продукте среди широкой публики, это лишь мешает работе, поскольку требуются специалисты в этой области, возникают дополнительные расходы и сложности в управлении. Другая проблема — обработка заказов потребителей, что также требует дополнительных усилий и ресурсов, никак не связанных с основным профилем деятельности компании-производителя. Кроме того, непременно возникает возврат товаров, финансовые неурядицы и т.д. Итак, при использовании такого канала распространения предполагается наличие персонала соответствующей квалификации и определенное разделение труда для должного выполнения всех задач.
|